Популярные материалы

Последние новости

Танк Т-90МС

Танк Т-90СМ — экспортный вариант танка Т-90АМ. Одной из важнейших задач по повышению огневой мощи российских танков стала разработка новых бронебойных подкалиберных снарядов (БПС) повышенного могущества. Такие работы проводились в рамках ОКР «Свинец-1» и «Свинец-2» и закончились созданием и принятием на вооружение выстрелов с так называемыми «длинными» (L=740 мм) БПС. Применение выстрелов ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ23 с БПС ЗБМ60 «Свинец-2» и метательным зарядом 4Ж96 «Озон-Т» дает возможность существенно повысить бронепробиваемость при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. В УБМ «Прорыв» обеспечивается использование таких выстрелов.

Танк Т-90МС - видео

 

УБМ «Прорыв» унифицирован под установку пушек 2А46М-5 или 2А82 с размещением транспортера с боекомплектом автомата заряжания в районе днища корпуса. Гладкоствольная пушка 2А46М-5 является модернизацией хорошо известного орудия 2А46М (Д-81ТМ). Конструкция модернизированной пушки обеспечивает взаимозаменяемость с пушкой 2А46М (2А46М-1) путем замены на танковых заводах бронезащиты и узлов крепления цапфенных устройств с установкой дополнительных уравновешивающих грузов. Кроме новых выстрелов, обеспечивается применение выстрелов всех типов из боекомплекта пушки 2А46М, включая ТУР.

Танк Т-90МС

Пушка 2А46М-5 имеет следующие конструктивные отличия от серийной 2А46М:
– ствол имеет дифференцированный допуск по разностенностенности, в дульной части разностенность не более 0,6 мм;
– жесткость ствола повышена до 420 кгс/см;
– стволы пушек 2А46М-5 взаимозаменяемы со стволами пушек 2А46М;
– направляющие ствола в люльке призменного типа;
– введены дополнительные люфтовыбирающие устройства в горловине люльки (2шт.), в люфтовыбирающих устройствах вместо упоров применены ролики, что исключает влияние износа упоров на поджатие ствола к направляющим люльки и снижает усилие трения в этом соединении заменой трения скольжения на трение качения;
– применены безлюфтовые цапфенные узлы с упругими роликами и обратным клином, в результате влияние люфта в цапфах на точность стрельбы уменьшено;
– для автоматического учета изгиба ствола при стрельбе на дульной части трубы предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба ствола (УУИ).

Танк Т-90МС

В 2003 г. завершились государственные испытания пушки 2А46М-5, а в 2005 г. она была принята на вооружение и серийно производится на Екатеринбургском артиллерийском заводе №9. В настоящее время 2А46М-5 устанавливается на все танки Т-90А, сходящие с конвейера Уралвагонзавода. Гладкоствольная пушка повышенного могущества с автоскрепленным и частично хромированным стволом 2А82 является абсолютно новой разработкой, лишь внешне схожей со 125-мм танковыми пушками предыдущего поколения. Достигнутый уровень энергетических характеристик пушки 2А82 позволяет обеспечить ей значительное превосходство над серийными и разрабатываемыми отечественными и зарубежными аналогами. Дульная энергия пушки 2А82 существенно больше дульной энергией широко известной пушки Rheinmetall Rh 120/L55. По техническому уровню превосходство новой пушки оценивается в 1,2-1,25 раза.

Танк Т-90МС

Особенно впечатляющие значения имеют коэффициент использования металла и удельная нагруженность ствола – важнейшие параметры, характеризующие совершенство конструкции. Одним из существенных факторов, влияющих на точность стрельбы из танков в реальных условиях эксплуатации, является деформация ствола пушки, которая зависит от солнечного нагрева ствола, темпа ведения огня, осадков, ветрового охлаждения, механических воздействий на пушку в процессе движения объектов. Деформация ствола пушки приводит к смещению направления оси канала ствола в районе его среза относительно оси в районе цапф и к нарушению выверки прицелов с пушкой.

Танк Т-90МС

Для компенсации теплового изгиба (одной из составляющих деформации ствола) на зарубежных танках применяются коллиматоры – датчики положения конца ствола пушки, установленные у среза ствола. На отечественных танках применяются более простые оптико-механические устройства встроенного контроля выверки (УВКВ), также решающие задачу частичного учета теплового изгиба (около половины) и механического сбивания линии визирования прицелов относительно оси канала ствола. Однако для ручной корректировки выверки с помощью коллиматоров и УВКВ требуется остановка танка и время для контроля и восстановления выверки, что не всегда возможно в боевых условиях. Кроме того, исключена возможность учета динамических колебаний ствола. Таким образом, становится актуальной задача автоматизации учета теплового изгиба и механических колебаний ствола в процессе выстрела. Эта проблема была решена путем интеграции в состав СУО «Калина» устройства учета теплового изгиба ствола УУИ-1.

Танк Т-90МСУУИ представляет собой оптико-электронную систему, состоящую из специального приемоизлучающего блока, устанавливаемого у основания артиллерийского ствола, и отражающего зеркала, располагаемого на дульном срезе ствола. Примененная в устройстве цифровая обработка сигналов обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Измеренные параметры выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы. Применение УУИ позволяет повысить точность попадания при скорострельной стрельбе по цели в несколько раз.

Танк Т-90МС

Для повышения эффективности борьбы с танкоопасной живой силой и противотанковой артиллерией в боекомплект танка введены новый осколочно-фугасный выстрел ЗВОФ77В с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ54, а также выстрел ЗВШ7 со снарядом с готовыми убойными элементами ЗШ7 «Ворон». Снаряды комплектуются электронными дистанционноконтактными взрывателями ЭДКВ разработки НИИ «Поиск» ЗВМ17 (для шрапнельных и осколочно-пучковых снарядов) и ЗВМ18 (для осколочно-фугасных снарядов)с очковой резьбой 52 мм. Для обеспечения стрельбы этими боеприпасами танк оборудован системой дистанционного подрыва «Айнет», обеспечивающей подрыв ОФС в заданной точке траектории. Эта система позволяет эффективно использовать снаряд против зависающих вертолетов, живой силы и легкой бронетанковой техники, расположенных открыто и в окопах, на дистанциях 4 км и более. Характеристики радиуса осколочного поражения и кучности стрельбы по дальности улучшаются втрое, что уменьшает средний расход снарядов на типовую цель вдвое. С этой системой совместимы все имеющиеся на вооружении 125-мм ОФС при условии замены штатного взрывателя на электронный ЭДКВ.

Танк Т-90МС

Необходимо отметить, что система «Айнет», разработанная для танка Т-90 и принятая на вооружение еще в 1988 г., оказалась недостаточно эффективной. Одним из ее слабых звеньев явилась низкая точность лазерного дальномера, входящего в состав танкового прицела 1Г46. Однако более совершенная СУО «Калина» модернизированного танка существенно улучшила характеристики системы «Айнет». Кроме того, в настоящее время проводятся ОКР по модернизации комплекса с одновременным внедрением нового осколочно-шрапнельного снаряда и повышением эффективности в 2 раза по сравнению с комплексом «Айнет». В качестве дополнительного вооружения на модернизированном танке имеется традиционная спаренная с пушкой установка пулемета 6П7К ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 выстрелов, а также новая дистанционно-управляемая пулеметная установка УДП Т05БВ-1 модульной конструкции.

Танк Т-90МСУДП предназначена для ближней самообороны, подавления и уничтожения танкоопасной живой силы (пехоты) противника на дальностях до 1500 м. Для обеспечения этих задач вполне достаточно пулемета винтовочного калибра. Поэтому в качестве основного варианта оснащения ДУ предусмотрен 7,62-мм пулемет 6П7К ПКТМ с боезапасом 800 патронов в двух магазинах. УДП смонтирована в кормовой части башни чуть позади панорамного прицела командира, чтобы обеспечивать круговой обстрел (сектор ведения огня УДП составляет 316"). УДП скомплексирована с панорамным прицелом командира, имеет двухплоскостную стабилизацию, углы вертикальной прокачки от -10 до +45".

Танк Т-90МС

Разумеется, установка УДП удорожает стоимость модернизации, однако разработчиками модернизированного танка Т-90С предложен альтернативный («бюджетный») вариант дополнительного вооружения: у люка командира предусмотрена установка пулемета на вертлюге (две точки установки). На ней могут быть установлены пулеметы калибра 7,62 мм 6П6 ПКМ, 6П41 «Печенег», FN MAG, либо калибра 12,7 мм 6П50«Корд» и FN Browning М2. При этом обеспечиваются следующие углы обстрела: по горизонтали – на правый борт 102”, на левый борт 88' (с дополнительной точкой установки – 168') и от +30 до -10' по вертикали.
Реализация в УБМ «Прорыв» новейших отечественных наработок в области артиллерийских систем и боеприпасов обеспечивает модернизированному Т-90 огневое превосходство над всеми существующими танками, включая новейшие М1А2 SEP (США), «Leopard 2А7+» (Германия), ZTZ-99G и ZTZ-99A2 (Китай), ХК-2 (Южная Корея), «Altay» (Турция), Туре 10 (Япония).

Танк Т-90МС

Тактико-технические характеристики Т-90МС

Боевая масса, т.............48
Экипаж, чел.............3

Бронирование Т-90МС

Комбинированная противоснарядная с наполнителем в виде плоскопараллельных пластин и вставок из стали повышенной твёрдости и других материалов
Активная защита.............Ставится по желанию заказчика
Динамическая защита.............«Реликт»

Габаритные размеры Т-90МС

Длина 9530 мм. Ширина 3780 мм. Высота 2228 мм.

Вооружение Т-90МС

Калибр и марка пушки.............125-мм, 2А46М-5
Тип пушки.............гладкоствольная
Боекомплект пушки.............40 (22 в АЗ)
Дальность стрельбы, км.............3220 м БПС, 5000 м УР
Прицелы.............СУО «Калина», ТВП 3-го поколения
Пулемёты.............1 × 7,62-мм ПКТМ (6П7К) с УДП (Т05БВ-1)
1 × 7,62-мм ПКТМ (6П7К)
Другое вооружение.............«Рефлекс-М» или «Инвар»

Двигатель.............В-92С2Ф; Мощность двигателя 1130 л. с.
Скорость по шоссе, км/ч.............60
Скорость по пересечённой местности, км/ч.............45
Удельная мощность, л. с./т.............23,54
Удельное давление на грунт, кг/см².............0,98

 

Фото Т-90МС

tank t 90 ms 14

Танк Т-90МС

Танк Т-90МС

Танк Т-90МС

Танк Т-90МС

 

Защита танка Т-90МС

Защита танка Т-90МС

Защита танка Т-90МС

 

Внутри танка Т-90МС

Внутри танка Т-90МС

Внутри танка Т-90МС

Внутри танка Т-90МС


Похожие статьи

Комментарии  

GH98HJ
0 #1 GH98HJ 30.09.2016 15:53
Птуры и птрк были созданы специально против танков. Так что все танки от них ссутся. Есть от Птуров и птрк защита, но она на ограниченное кол-во выстрелов.
Цитировать
Makkrisss Патриот
0 #2 Makkrisss Патриот 30.09.2016 15:59
От арты никакая броня не защитит........особенно если попадет прямой фугасом)))
Цитировать
Pavel M
0 #3 Pavel M 30.09.2016 15:59
Цитирую Makkrisss Патриот:
От арты никакая броня не защитит........особенно если попадет прямой фугасом)))

Тупой артапидор. Это в твоей конченной игре вот 45% уебки на арте имеют вид от бога и ваншотят танки. В реале такого никогда не было, кроме случайностей...
Цитировать
Арт Сур
+2 #4 Арт Сур 30.09.2016 16:01
ГДЕ БРЕВНО?! Без бревна это не Русский/Советский/Российский танк! ВЕРНИТЕ НА ТАНК БРЕВНО!
Цитировать
ives Bonum
0 #5 ives Bonum 30.09.2016 16:02
ПТУРы страшны всем! Если есть активная защита то первые 4 ракеты не долетят, а дальше амба!
Цитировать
Dimon2567
0 #6 Dimon2567 30.09.2016 16:03
вот это и есть танк настоящий, это вам не натовские неповоротливые гробы
Цитировать
Николай Флай
0 #7 Николай Флай 30.09.2016 16:12
Если я не ошибаюсь, то это экспортный вариант танка. И в нашу армию, он не поступит.
Цитировать
MrMaSaRaKj
+1 #8 MrMaSaRaKj 30.09.2016 16:17
Цитирую Николай Флай:
Если я не ошибаюсь, то это экспортный вариант танка. И в нашу армию, он не поступит.

не ошибаетесь, ещё и окраска соответствующая
Цитировать
Максим Монти
0 #9 Максим Монти 30.09.2016 16:22
Все современые танки России это паркетники.Они не проверены в реал боях как например Абрамс.Да скачут на полигонах,прыгают,стреляют.Но танк должен попадать,убивать,уничтожать. Ну возмем т-72 танк который хвалили,говорили нет аналогов и что после чечни и разгрома Майкопской бригады что то никто уже не говорил про 72 которые жгли как бумагу в грозном.Абрамс например который уже давно устарел воевал во всех современых войнах и продолжает это делать(36 модификация уже сделано,постоянно дорабатывался в ходе реал боев).Все танки СССР это паркетное гавно!
Цитировать
Халит Гатин
0 #10 Халит Гатин 30.09.2016 16:23
Цитирую Максим Монти:
Все современые танки России это паркетники.Они не проверены в реал боях как например Абрамс.Да скачут на полигонах,прыгают,стреляют.Но танк должен попадать,убивать,уничтожать. Ну возмем т-72 танк который хвалили,говорили нет аналогов и что после чечни и разгрома Майкопской бригады что то никто уже не говорил про 72 которые жгли как бумагу в грозном.Абрамс например который уже давно устарел воевал во всех современых войнах и продолжает это делать(36 модификация уже сделано,постоянно дорабатывался в ходе реал боев).Все танки СССР это паркетное гавно!

Ты еще и Багдад вспомни когда куча Абрамсов были сожжены на улицах этого города и америкосы начали визжать что РОССИЯ поставляет противотанковые средства иракцам посмотри что делают в Йемене с саудитами они в основном закупают бронетехнику амерекосов и надо справедливости ради сказать что в Чечне танки подбивали не абрамсы а рпг так что российская техника уничтожалась российским же оружием, абрамсы ни чуть не хуже горят, а что касается боевого применения бронетехники то Т-72, Т-80, Т-90 никак не являются паркетниками по ходовым качествам по скорости по запасу хода и по проходимости это эталон и это общепризнанный факт даже сейчас Т-72 в Сирии себя показывают очень хорошо а Т-90 вообще выше всех похвал и защита на высшем уровне ты наверно видел как в него попадала ракета и особых повреждений не было. Я думаю что этим все сказано и слова что Российские танки не воюют не попадают и не убивают даже на Украине воюет Т-72 и ваши оплоты и булаты это тот же Т-80 так что это как минимум не объективная информация.
Цитировать
Viacheslav
0 #11 Viacheslav 30.09.2016 16:26
А где у командира подстаканник?
Цитировать
Роман Сергеев
0 #12 Роман Сергеев 30.09.2016 16:29
Любой танк боится РПГ. Первым выстрелом можно выбить ДЗ и не повредить танк. Вторым выстрелом в это же место уже можно пробить броню.
Цитировать
Fablebox63
0 #13 Fablebox63 30.09.2016 16:30
Цитирую Роман Сергеев:
Любой танк боится РПГ. Первым выстрелом можно выбить ДЗ и не повредить танк. Вторым выстрелом в это же место уже можно пробить броню.

2 раза в одно и то же место ? Это врядли...
Цитировать
Yura Beloglazov
0 #14 Yura Beloglazov 30.09.2016 16:32
Танк отличный. Но про то что не боится рпг всё херня! Уезвимые места будут всегда. К примеру попадание в ходовую танк обездвижит а дальше писец котёнку.
Цитировать
iguana8778
0 #15 iguana8778 30.09.2016 16:34
а где аудио система 5.1 салон кожа и торпеда дерево.
Цитировать
chekpoint SD
0 #16 chekpoint SD 30.09.2016 16:37
Скорость переброса пушки поражает
Цитировать
Vladi Mir
0 #17 Vladi Mir 30.09.2016 16:38
Хочу себе такой, на работу ездить.)))
Цитировать
Aleks Berg
0 #18 Aleks Berg 30.09.2016 16:40
"ИКСПЕРТАМ" ПО ТАНКАМ, К СВЕДЕНИЮ. Совсем недавно, а именно, в феврале 2015 года, в Арабских Эмиратах, на ежегодном показе военной техники всего Мира, который называется "IDEX-2015":Танк Т-90 МС ,превзошел пендоский танк "Абрамс" последней модификации, причем ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ. Арабы запросили на месячные сравнительные испытания, наш Т-90-МС.И провели сравнительные полномасштабные испытания с последней модификацией " танка " Абрамса" ......и охренели! Потому, как Т-90МС, превзошел, по всем параметрам, подчеркиваю, по всем, Американский "Абрамс". А ведь Т-90МС это - не Армата Т-14. Так Арабы написали в отчете, после проведенных полевых и сравнительных испытаниях этих танков, на полигоне. Арабы не на шутку расстроились, так как, исторически, и так сложилось, покупали только американский Абрамс, покупаясь на рекламки и агитки пендоских менеджеров.
Цитировать
Руслан Т
0 #19 Руслан Т 30.09.2016 16:41
а подобную электронную начинку и защиту на т72 поставить нельзя? танки ведь почти одинаковы...
Цитировать
Димитрий Дарвин9
0 #20 Димитрий Дарвин9 30.09.2016 16:44
закупка в войска при остановлена с 2011 года на пять лет до поступления на вооружения платформы "Армата" В данное время, танк не поступает в войска, а только производиться на экспорт, в данное время в войска поступает танк на платформе "Армата"
Цитировать
Игры на Диване
0 #21 Игры на Диване 30.09.2016 16:48
Блин смотришь такие передачи о нашем новом вооружении и такая гордость за наших конструкторов , учёных , инженеров , ну короче за всех и за страну .
Цитировать
TEX DRON
0 #22 TEX DRON 30.09.2016 16:49
Автоматический пулемёт слишком торчит над башней и прицел тоже, попасть в него как нехер петь в городских условиях!
Цитировать
Степан Руссов
0 #23 Степан Руссов 30.09.2016 16:51
Цитирую TEX DRON:
Автоматический пулемёт слишком торчит над башней и прицел тоже, попасть в него как нехер петь в городских условиях!

Диванные Эксперты вперёд! Давай Эксперт! Жги!
Цитировать
Егор
0 #24 Егор 30.09.2016 17:05
Убивается любой современный танк , никакая современная защита не является панацеей . Средства поражения всегда будут превосходить средства защиты .
Цитировать
bibigon bibigonov
0 #25 bibigon bibigonov 30.09.2016 17:06
А не нужны они оказались...а сейчас после введения арматы ...практически мгновенно устарели...по этому и стали их распихивать, вон в Сирию продали первые модели, как пойдёт Т14 в войска начнут и остальные спуливать.
Цитировать
калян
0 #26 калян 30.09.2016 17:07
Цитирую bibigon bibigonov:
А не нужны они оказались...а сейчас после введения арматы ...практически мгновенно устарели...по этому и стали их распихивать, вон в Сирию продали первые модели, как пойдёт Т14 в войска начнут и остальные спуливать.

Т-90 сам по себе отличный танк и он создавался для противостояния с НАТО...и может это отлично делать, но Т-14 по отзывам получился просто великолепный..и опять же НО..поставить в войска за короткий промежуток времени Т-14 не получится, скорее всего мы увидим Т-90 в более модернизированном варианте для БТВ России..По крайней мере Т-90МС может вполне противостоять Абрамсам, Леопардам, Леклеркам и Челленджерам
Цитировать
Алексей
+1 #27 Алексей 30.10.2016 16:46
"Мощность двигателя 130 л. с." Моя калина почти как этот танк!))
Цитировать
admin
0 #28 admin 05.11.2016 08:53
Цитирую Алексей:
"Мощность двигателя 130 л. с." Моя калина почти как этот танк!))

Исправил "Мощность двигателя 1130 л. с."
Цитировать
Малышка Ню
0 #29 Малышка Ню 08.11.2016 13:50
Цитирую MrMaSaRaKj:
Цитирую Николай Флай:
Если я не ошибаюсь, то это экспортный вариант танка. И в нашу армию, он не поступит.

не ошибаетесь, ещё и окраска соответствующая

Это экспортный вариант
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Танки видео, фото, картинки, современные боевые танки России и мира смотреть онлайн

Новейшие танки мира

В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым. Помимо этого, уделяется внимание танкам, закупленным по импорту или производившимся по лицензии и модернизированным в стране-заказчике кардинально, то есть с уже упоминавшимся изменением боевых свойств. Таким образом, предполагаемая посетителям информация содержит достаточно детальную информацию по названиям танков в мировом танковом парке в динамике его развития за последние 100 лет.

Фильмы про танки

История танкостроения развивалась согласно требованиям времени. До сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным. Есть ряд параметров, определяющих эффективность оружия: точность, дальность стрельбы, бронепробиваемость и прочее. Все эти параметры постоянно совершенствуются. В то же время растет и защищенность танка. Все три основных составляющих танка - огонь, маневр, защита - развивались параллельно.

Русские танки

Специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.Большинство немецких солдат, воевавших на Восточном фронте, неизменно называли три вещи, запомнившиеся им в ходе войны, – русские просторы, лютый мороз и массы советских танков. О танке Т-34 вспоминают и многие немецкие генералы, называя его "шедевром мирового танкостроения".

Мировая бронетехника

Новый танк значительно отличался от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Танки в бою

Как, когда и почему родились те самые танки, что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние. В атмосфере словно накапливалось тяжелое холодное дыхание будущей войны…" (Здесь и далее в цитатах стилистика и орфография первоисточника сохранены).

Смотреть про танки

Подобная оценка того времени звучала не только из его уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.
Случилось так, что многие жизнеописатели советского танка в послевоенную пору почему-то считали, что появление на поле боя легендарной "тридцатьчетверки" стало следствием гениального предвидения ее Главного конструктора Михаила Кошкина, полет мысли которого тормозили ретрограды от кавалерии – военные.

Танки второй мировой войны

Именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудреишего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации… Вплоть до первых за указанный период выполненных планов выпуска советских танков. О том, получилось ли задуманное, – судить вам.

Танки википедия

Автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Бронетехника второй мировой войны

Экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Советские танки

В 1937 г. начальник АБТУ РККА И. Халепский был арестован, временно исполняющим обязанности начальника назначен Г. Бокис, а его заместителем стал недавно вернувшийся из Испании бывший командир интернациональной танковой бригады Д. Павлов. Он по праву считался одним из наиболее опытных командиров танковых войск и 21 июня 1937 г. "за героизм и мужество, проявленные в боях" был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (впоследствии получил медаль "Золотая Звезда" № 30). Новый заместитель развил бурную деятельность. За полгода с момента назначения руководством управления и технического совета АБТУ было проведено большое количество совещаний по обобщению опыта боевых действий в Испании, а также опыта эксплуатации танков в механизированных соединениях в ходе учений 1935-1937 гг.

Большие танки

Легкотанковые бригады комплектовались танками одного типа, преимущественно БТ, в количестве 278 шт. (рекомендовалось вводить в их состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические). Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Бронетехника России

Совмещение боевого отделения танка с отделением управления, облегчало общение между членами экипажа и делало их взаимозаменяемыми без выхода наружу и без введения дублирующих приводов управления. Каждый член экипажа имел свой эвакуационный люк и один аварийный люк в днище корпуса. Увеличенный внутренний объем позволял разместить на командирских танках в левой нише корпуса довольно большую дуплексную радиостанцию 71-ТК-3. Для защиты экипажа танк комплектовался двумя огнетушителями (стационарным и ручным), а также двумя спасательными поясами. Особенностью противопожарной защиты было то, что в нем впервые от стационарного огнетушителя к наиболее пожароопасным объектам – бензобакам, карбюратору – подвели трубки с четырьмя распылителями.

Самый лучший танк

При проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР

На заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Бронетехника видео

Серийный танк был оборудован индивидуальной торсионной подвеской, которая состояла применительно к одному борту из четырех опорных, трех поддерживающих катков, направляющего и ведущего колес. При этом выход из строя одного из опорных катков и даже одновременно двух средних (на борт), равно как и поломка их торсионов, не мешали с определенными ограничениями продолжать движение и либо выполнить боевую задачу, либо выйти из боя и вернуться на ремонт, что значительно повышало живучесть боевой машины. Были усилены уплотнения подшипников катков, которые больше не ограничивали их долговечность.

Военные танки

Применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Рейтинг лучших танков

Как бы то ни было, Ижорский завод освоил выпуск бронепроката небольших толщин (не свыше 80 мм), пригодного для производства танков с нужным качеством. Но как быть с соединением этих листов? Ведь поверхностно закаленные и цементированные листы при сварке корпуса отпускались и коробились в районе швов на сравнительно большой площади (зона отпуска составляла до 4-5 толшин), что затрудняло процесс сборки и ухудшало прочность корпуса в целом. Вести же серийную сборку бронекорпусов на винтах сочли в то время нецелесообразным. В середине 1930-х в СССР велись опытные работы по созданию сварного бронекорпуса танка из цементованной брони толщиной 15-20 мм, и к 1937-1938 гг. этот процесс увенчался относительным успехом, но технология соединения листов оставалась чрезмерно сложной.

Модели бронетехники

Для наблюдения за полем боя служили перископические оптические приборы: три у водителя в лобовом щитке и скуловых листах подбашенной коробки и два у командира в бортах башни. Смотровые приборы комплектовались 10 запасными блоками. В разведке для ориентации на воде и в тумане служил магнитный компас КП московского завода "Авиаприбор". Первый выпущенный танк был вооружен спаренной установкой 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК (на последующих устанавливался 12,7-мм пулемет ДШКТ обр. 1938/40 гг.) и 7,62-мм пулемета ДТ с оптическим прицелом ТМФП. Большая часть боекомплекта пулемета (9 лент по 50 патронов) находилась в кольцевом желобе под башней, запасная лента находилась в коробке в боевом отделении.

Танк военных лет

Даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео

Но в данном случае твердый слой простирался глубже, чем в случае цементации, и составлял от нескольких миллиметров до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Фото бронетехники

Мелкозвенчатая гусеничная цепь состояла из 87 траков шириной 260 мм, шаг трака 98 мм, из износостойкой стали Гартфильда и обеспечивала хорошую проходимость по слабым грунтам. Она имела пониженную вибрацию и соответственно – шум, важный показатель для разведывательного танка. Снижению шума способствовали и резиновые бандажи на всех катках, в том числе и поддерживающих. Штампованный и закаленный однорядный венец ведущей звездочки с цевочным зацеплением был выполнен съемным и легко заменялся при износе. Удачно сконструированные катки и траки гусениц впоследствии без особых изменений использовались на более тяжелых танках.

Боевые танки

Наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.
76,2-мм специальная танковая пушка ПС-3 была принята на вооружение РККА для установки в средние, тяжелые танки, а также в артиллерийские танки и САУ под индексом "танковая пушка обр 1933 г.", и в мае 1933 г.

Боевое применение танков

Кировскому заводу была поставлена задача по освоению ее серийного производства. Однако завод указанную пушку "не потянул", первая серия орудий ПС-3 была предъявлена заказчику тодько в 1936 г., причем за пять лет серийного производства (1933-1937 г.) завод сумет сдать около двух десятков ПС-3, из которых было передано в эксплуатацию тишь 12 штук. Пушка же "обр 1927/32 гг.", известная также как КТ (Кировская танковая), представляла собой качающуюся часть подковой 76,2-мм пушки, дополненную механизированным спуском и увеличенным давлением в тормозе отката (чтобы ограничить откат до 500 мм). Пушка имела очень низкие баллистические характеристики. Малую начальную скорость и как следствие малую дальность прямого выстрела, низкую скорострельность из-за неавтоматического поршневою затвора, неудачный гильзоулавливатель.

Бронетехника мира

В конце 1937 г., видимо после принятия решения о недостаточной боевой ценности танка и памятуя об итогах испытаний , начальник АБТУ Бокис дал задание временно исполняющему обязанности начальника КБ завода № 185 Россе (С. Гинзбург был отстранен от работ в начале года) проработать эскизный проект неплавающего разведывательного танка "для проведения дальней разведки и осуществления глубоких рейдов конно-механизированных групп". Тактико-технические требования предусматривали создание легкого двухместного колесно-гусеничного танка массой не свыше 8 т с компоновкой по типу танков БТ – Кристи с вооружением из 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК, спаренного с 7,62-мм пулеметом ДТ и боекомплектом соответственно 500 и 2500 патронов.

Российские танки

Конструкционно она представляла собой облегченную ПС-19, без дульного тормоза с казенной частью по шпу ПС-3. В 1937 г. орудие только поступило на испытания, которые вскоре были прерваны с арестом П. Сячинтова. Готовых малокалиберных танковых орудий, равно как и крупнокалиберных пулеметов, в то время в СССР не было. Зимой 1937/1938 гг. с подачи начальника АБТУ комкора Д. Павлова был поднят вопрос об увеличении огневой мощи танковых орудий с тем, чтобы, во-первых, была увеличена дальность прямого выстрела танка (то есть дальность стрельбы почти при нулевом угле возвышения), для возможности борьбы с вражескими противотанковыми пушками находясь за дальностью их эффективного огня.

Виды танков фото

Во-вторых, чтобы возросло осколочное действие снаряда танковой пушки, чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению.
Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Бронетехника вермахта

В январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Фото танков с названиями

Но пушка большего калибра также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Лучшие танки мира

Впрочем, в 1938 г. предлагалась новая длинноствольная 45-мм танковая пушка, бронебойный снаряд которой, массой 1,425 кг, уже мог развить начальную скорость 810 м/с, что позволило бы на дистанции 500 м пробить броню толщиной до 55 мм, но для этого требовался принципиально новый выстрел. Понятно, что пойти на это никто не решился. Также Д. Павлов в январе 1938 г., анализируя боевые действия танков в Испании, поднял перед новым замнаркома обороны СССР по вооружению маршалом Г. Куликом вопрос о разработке еще более мощных крупнокалиберных орудий для перспективных танков, а именно: "для прорыва современных укрепленных полос обороны часть средних и тяжелых танков обязательно должны оснащаться танковой пушкой калибра не менее 76-мм до 107-мм; или гаубицей, калибра 122-152-мм". Но все это еще предстояло создать.

Бронетехника СССР

Первый шел под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Фото подбитых танков

21 декабря 1937 г. комиссия АБТУ по перспективным работам констатировала, что "…в наст. время РККА не имеет ни одного образца современного танкового двигателя… Количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Подбитые танки видео

Казалось, что применение в танках двигателя с воспламенением от сжатия сулило лишь преимущества. Но при этом дизель был более металлоемким и обладал при прочих равных условиях меньшей удельной мощностью (мощность, снимаемая с единицы массы). Применение же алюминия в дизелестроении до 1940-го еще не было повсеместно разрешено, так как алюминия в стране остро не хватало. Кроме того, сердце дизеля – топливный насос – стал своеобразным "хайтеком" своего времени. Имеющийся в наличии станочный парк и квалификация рабочих не позволяли организовать серийный выпуск этой весьма важной составляющей дизельных двигатетей. Все это привело к тому, что даже в серии дизельные двигатели оказывались значительно дороже бензиновых. Так, если М-17Т обходился народному хозяйству в 17-21 тыс. Руб., то БД-2 (В-2) пробной серии выпуска 1937 г. "тянули" на 100-103 тыс. руб., опытный МТ-5-1 стоил 48 тыс. руб., а опытный МД-8 (ДМТ-5) по смете – 135 тыс. руб.

Новые танки видео

Однако не выпускались серийно и бензиновые родственники новых дизельных танковых двигателей. Даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Уничтоженные танки

Лишь Горьковский автозавод имени Молотова (ГАЗ), поставщик силовых агрегатов для малых танков, заканчивал вовремя отработку современного шестицилиндрового автомобильного двигателя по типу "Додж" Д-5 "Экспорт" мощностью 85-90 л.с. с удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн

Работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США

Кроме того, в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".
Однако уже с момента получения задания, врио начальника КБ завода № 37 Н. Астров (назначенный взамен арестованного Н. Козырева) высказал мнение, что выполнить указанное задание он не сможет ввиду отсутствия в СССР двигателя дизеля требуемой мощности.

Марки танков

Следующим шагом Н. Астрова было предоставление техотделу НКСМ расчетов, из которых было ясно, что танк с заданными ТТТ не может уложиться в рамки данной массы и стоимости. Он предлагал либо пойти на создание плавающего гусеничного танка, либо ограничиться колесно-гусеничным неплавающим разведчиком.
Этот пассаж вызвал в июле 1937 г. на завод № 37 инспекцию в лице помощника начальника АБТУ РККА бригинженера Свиридова, который в своем письме по танку Т-39 отмечал следующее: "Состояние работ говорит, что за 5месяцев со дня заключения договора ничего сделано не было… нет даже эскизного проекта. Работа ведется одним человеком, в работе КБ наблюдается растерянность и разбросанность. Основные силы КБ (около 7 человек) перекинуты на инициативные работы завода – гусеничный плавающий танк и гусеничный сухопутный танк с мотором ЗИС-101. По своим тактико-техническим характеристикам эти танки не удовлетворяют требованиям армии.

Ютуб про танки

Работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов".
Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка. Вместе с тем, возможные углы наклона листов равны 12-15

Видео обзоры танков

Силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Современная бронетехника

Мы уже касались неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.