Популярные материалы

Последние новости

C1 «Ариете» - итальянский танк

Проектные работы по новому основному боевому танку 3-го поколения C1 «Ариете», первоначально названного OF-45, начались с 1984 г. Непременным условием заказа являлась установка 120-мм орудия, унифицированного по номенклатуре боеприпасов с другими ОБТ НАТО.

Видео танка C1 «Ариете»

В ходе НИОКР активно применялся опыт танкостроителей Германии, и в итоговом варианте нового ОБТ ощущается сильное влияние немецкого "Леопарда-2" и американского М1. Планировалось использовать некоторые устройства и подсистемы германского производства.

Общая схема танка C1 «Ариете»

К 1988 г. фирма "ОТО Мелара" подготовила 6 прототипов с малозначительными отличиями и несколько упрощенным, в сравнении с серийным танком, устройством конструкции, и предоставила их на государственные испытания, пройденные вполне удовлетворительно. К этому моменту новый ОБТ получил обозначение С-1 (С="Carro", ит. "танк") и название "Ариете" ("Таран") в память о 1-й танковой дивизии времен  Второй Мировой войны. Первоначально заказ правительства страны оценивался в 400-500 единиц, однако в 1992 г. он составил лишь 200 машин. К 1996 г. итальянская армия получила все заказанные танки, призванные окончательно заменить М47 и пополнить танковые дивизии, где продолжат свою службу М60 и "Леопард".

C1 «Ариете» - итальянский танк

Габаритные размеры танка C1 «Ариете»

Компоновка С-1 - классическая и практически в точности повторяет "Леопард-2": отделение управления (место механика-водителя) перемещено к правому борту.  Сиденье механика-водителя регулируется гидравлическим приводом. Перед люком размещено 3 призменных прибора наблюдения, средний из которых может заменяться пассивным ПНВ MES VG/DIL 100. За сиденьем водителя находится аварийный люк.

Башня отцентрована по корпусу, в ней оборудованы рабочие места остальных членов экипажа: командира (в правой части башни), наводчика (в левой ее части) и заряжающего. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в корме. Корпус и башня сварные, с лобовыми частями выполненными из композитной брони и расположенными под большими углами наклона. Борта корпуса и ходовая часть защищены противокумулятивными экранами.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Вооружение танка C1 «Ариете»

Основное вооружение танка - стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка L44 с длиной ствола 44 калибра, разработанная "ОТО Мелара" на основе германской Rh-120 и визуально отличимая более компактным эжектором. Пушка оснащена традиционным термоизоляционным кожухом.  Ствол упрочнен автофретированием, имеет теплозашитный кожух и эжекционную продувку. Затвор — вертикальный.  Для выверки прицела используется коллиматор, установленный снаружи ствола вблизи дульного среза. Начальная скорость бронебойных подкалиберных снарядов при стрельбе этого орудия оценивается в 1650 м/с и более;  по баллистике пушка мало отличается от своего немецкого прообраза. Углы возвышения ствола - от -9 до +20 градусов.

Полный боекомплект составляет 42 выстрела унитарного заряжания, из которых 27 уложены в корпусе слева от рабочего места механика-водителя, 15 готовых - в башенной нише, за броневой перегородкой. Могут использоваться стандартные боеприпасы НАТО американского и германского производства, в т. ч. М829 и его модификации (США), DM-23, DM-33 (ФРГ) и другие, стандарта STANAG-4385. Первоначально применялись немецкие снаряды, но с 2001 г. - израильские. Итальянская фирма SNIA , в начале 90-х гг. подготовила свои выстрелы (БПС и КС), но на вооружение они приняты не были. Боевая скорострельность - 5-7 в/мин,  после израсходования БК первой очереди скорострельность падает до 2-3 в/мин. Над  боеукладкой  в крыше башни смонтированы «вышибные» панели, а в левой стенке башни имеется люк для пополнения боекомплекта и выброса стреляных гильз. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости от -9" до +20". приводы поворота башни и наведения пушки, которыми пользуются наводчик и командир, электрогидравлические с ручным дублированием.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Вспомогательное вооружение "Ариете" состоит из двух 7,62-мм пулеметов, один из которых - спаренный, второй монтируется над командирским люком  в пружинно-балансирной люльке, позволяющей осуществлять быстрый «переброс» оружия в горизонтальной плоскости и наведение его в диапазоне углов от -9" до +65" по вертикали и может использоваться в качестве зенитного. На прототипах стоял американский пулемет М2 "Браунинг", в то время как серийные модели комплектовались немецким MG3. Боезапас к пулеметам в количестве 2000 патронов укладывается в боевом отделении.
На бортах башни размещено по четыре дымовых гранатомета.

Предметом гордости создателей машины является система управления огнем TURMS OG-14 L3, разработанная фирмой " Officine Gillileo " и унифицированная с СУО БМП "Дардо" и БКМ "Центауро".  В состав СУО входят компьютеризированная навигационная система,  танковый баллистический вычислитель МР501,  датчики ветра,  крена,  дифферента, стабилизированный дневной прицел наводчика с 5-кратным увеличением,  имеющий встроенные лазерный дальномер и тепловизор,  панорамный прибор наблюдения командира SFIM SP-T-694 с переменным 2,5- и 10-кратным масштабированием,  независимым дальномерным постом и, на танках последних лет выпуска, личным командирским тепловизором, а  так - же устройство выверки,  пульты управления командира, наводчика и заряжающего.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Для кругового обзора на рабочем месте командира установлено 8 перископов. Его основной прицел имеет переменное увеличение (х2.5 и х10), при действиях ночью тепловизионное изображение с прицела наводчика передается на специальный монитор командира. Совместно с французской фирмой SFIM разработан устанавливаемый в крыше танка прицел, головка которого может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 360" и в вертикальной от -10° до +60", голова командира при этом остается практически неподвижной.

Прицел наводчика состоит из 4 основных модулей: головного стабилизированного зеркала, оптического визуального канала, лазepного дальномера и тепловизионного канала. Головная часть прицела защищена броневым колпаком, заслонки которого открываются влево и вправо. Дневной канал имеет 5-кратное увеличение, в тепловизионном канале предусмотрены широкое и узкое поля зрения. В качестве вспомогательного в распоряжении наводчика имеется телескопический прицел Galileo Avionica С-102 с 8-кратным увеличением.

Электронный баллистический вычислитель обеспечивает расчет всех данных для стрельбы и используется для обучения, проверки технического состояния различных систем, а также для изменения конфигурации СУО — настройки на аварийный режим при отказе каких-либо элементов. Датчики метеорологических условий и бокового ветра размещены на крыше башни.

C1 «Ариете» - итальянский танк

По уровню защищенности C1 «Ариете» практически не уступает другим ОБТ Североатлантического альянса. Башня танка - сварная, клиновидная в плане, с развитой кормовой нишей. Лобовые плиты установлены под большим углом наклона и имеют комбинированное многослойное бронирование типа "чобхэм". Эквивалентный показатель толщины брони лобовой детали оценивается примерно в 550-650 мм против кинетических снарядов  и до 700 мм - против кумулятивных. Между башней и корпусом находится небольшой «заман». Предусмотрена возможность наращивания брони за счет апплицированных модулей.

Отвесные бортовые стенки башни защищены гораздо слабее, до 150  мм гомогенной брони. Их ослабляет наличие отверстий (под лючок для выброса гильз и под ФВУ). Броня кормового листа еще тоньше, хотя башенная корзина для ЗИП обеспечивает некоторую дополнительную защиту. Крыша башни частично прикрыта слоем противорадиационного надбоя, в ее задней части оборудованы две двустворчатые вышибные панели, обеспечивающие сгорание выстрелов, не переходящее в детонацию. Между ней и боевым отделением также установлена броневая перегородка. Изнутри башни размещен противоосколочный кевларовый подбой.
Сварной корпус по очертаниям очень похож на "Леопард-2". Прототипы отличались от серийных C1 «Ариете» несколько иной его формой (в районе МТО). Лобовая броня корпуса (центральной лобовой детали) также выполнена в несколько слоев, по защите примерно соответствует башне. Нижняя лобовая деталь, борт и корма имеют слабую однослойную броню. Дополнительная защита против малых кумулятивных боеприпасов (ПГ и т. п.) устроена за счет экранов из армированной резины (6 секций). На опытных образцах танка вместо двух передних экранов ставились стальные короба.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Выживаемость машины в реальном бою повышается за счет системы предупреждения о лазерном облучении (до последнего времени редкой на западных ОБТ), объединенной с универсальной гранатометной установкой "Галикс". Пусковые установки крепятся на бортовых плитах башни - по 4 на борт. Там же развешивается шанцевый инструмент.
Ходовая часть танка мало отличается от "Леопарда-2", где успешно зарекомендовала себя. Она включает  7 сдвоенных опорных катков среднего диаметра с наружным обрезиниванием на торсионной подвеске и 4 поддерживающих катка. На первом, втором, третьем, шестом и седьмом узлах подвески установлены гидравлические амортизаторы. Ведущее колесо - заднего расположения. Гусеничная цепь состоит приблизительно из 90 траков с параллельными шарнирами и увеличенной опорной поверхностью.  Гусеница производства фирмы Dielil — с РМШ параллельного типа и съемными резиновыми подушками.

Силовая установка танка - 12-цилиндровый дизельный двигатель MTCA 12V разработки "Фиат - Ивеко" мощностью 1200 л. с., обеспечивающий машине удельную мощность в 22 л. с./т и максимальную скорость при движении по шоссе в 65 км/ч. Двигатель оснащен турбонаддувом, система охлаждения - водяная.  С целью снижения инфракрасного излучения танка выхлопные газы перед их выбросом в атмосферу охлаждаются в двух теплообменниках. Возможно кратковременное форсирование до 1300 л. с. Трансмиссия модели ZF LSG 3000 - автоматическая, гидромеханическая, обеспечивает 4 передачи переднего и 2 заднего хода.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Наряду с механическими дисковыми тормозами трансмиссия содержит гидрозамедлитель, который поглощает до 75% энергии торможения. При отказе гидравлической системы возможно механическое включение второй передачи переднего или заднего хода. Двигатель и трансмиссия выполнены в одном блоке, что существенно облегчает их замену в полевых условиях.
Танк C1 Ariete оснащен системой зашиты от ОМП SP-180 фирмы Sekur. При преодолении зараженных участков местности в боевом отделении создается избыточное давление. С целью повышения живучести машина имеет автоматическую систему НПО, элементы которой установлены во всех отделениях. Для связи применяется радиостанция с двумя штыревыми антеннами на корме башни и танковое переговорное устройство.

Производство C1 Ariete завершено. На вооружении итальянской армии состоят 200 танков C1 Ariete. Этими боевыми машинами укомплектованы 4-. 32- и 132-й полки (по 54 танка в каждом) танковой бригады Ariete и учебные части.
Танки "Ариэте" практически не принимали серьезного участие в реальных боевых действиях.  На настоящий момент извесно о присутствии этих ОБТ в зоне нескольких военных конфликтов. Первый относится к 1999-2001 гг. - времени операции НАТО в Югославии на территории автономного края Косово.

C1 «Ариете» - итальянский танк

В августе 2004 года шесть танков C1 Ariete в составе итальянского контингента отправились в Ирак. Перед отправкой машины прошли доработку, направленную на повышение уровня защищенности от огня носимых противотанковых средств (ПТУР, РПГ). Элементами накладной брони усилены лобовая часть и борта башни, а также борта корпуса. На башне установлен второй пулемет MG3 и оба пулемета прикрыты щитами.

Мне неизвестно, насколько эффективными и надежными оказались  итальянские ОБТ в сравнении с американским М1А2 и британским "Челленджером-2" в специфических условиях Ближнего Востока.

В армии других государств мира этот ОБТ не поступал. Хотя он экспонировался на ряде выставок вооружения и военной техники (в частности, на IDEX и "Еуросатори"), консорциум "ОТО Мелара" не нашел покупателей. Отсутствие должной репутации у итальянских фирм, несколько менее высокие показатели по отношению к ведущим конкурентам - М1 и "Леопарду-2" в сочетании с довольно высокой ценой (около 5 млн $) вынудили потенциальных покупателей сделать свой выбор в пользу других ОБТ.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Следует также проанализировать сильные и слабые стороны С-1, а также дальнейшие перспективы развития конструкции.
В концепции "Ариэте" нашли свое отражение практически все достоинства и недостатки, присущие западному танкостроению. Преимущества по отношению к основным боевым танкам российского производства заключаются в совершенных приборах наблюдения и аппаратуре СУО (наличие панорамного прибора наблюдения КТ, тепловизор с более высоким разрешением и т. д.), повышенной выживаемости экипажа.  О более мощной защите следует говорить лишь в сравнении с  российскими  ОБТ устаревших моделей (хотя лобовая броня башни и корпуса, по всей видимости, не пробивается ПТУР 1-го и 2-го поколения типа "Малютка", "Фагот", "Конкурс", управляемыми ракетами "Кобра" и "Рефлекс" (кроме "Рефлекс-М"),  многими российскими бронебойными снарядами - 3БМ12, 3БМ15, 3БМ22, возможно, и 3БМ42). В свою очередь, большие габариты и масса, отсутствие дополнительных комплексов защиты против боеприпасов с кумулятивной БЧ (например, динамической защиты или систем радиоэлектронного подавления) - наиболее очевидные негативные признаки, свойственные, впрочем, большинству ОБТ западного мира.  Если же говорить о специфических дефектах "Ариэте",  то следует указать на несколько худшие показатели мобильности и бронирования, чем, к примеру, у "Леопарда-2А5" (обусловленные,  в том числе,  довольно нерациональной конструкцией башни,  большой наклон лобовой брони которой снижает эффективность керамических бронематериалов,  и корпуса - со значительной площадью минимально защищенных НЛД и крыши отделения управления). Но, разумеется, уже на этапе разработки закладывались возможности для модернизации, и сейчас настал момент для их осуществления.

C1 «Ариете» - итальянский танк

На выставке "Еуросатори-2002" впервые был продемонстрирован "Ариэте" Mk.2 (или С-2). Работы над усовершенствованной модификацией танка велись с начала 90-х гг., но финансовые ограничения и изменение внешнеполитической ситуации замедлили темп проектирования. Улучшена СУО и силовая установка (за счет 1600-сильного дизеля), гидравлический привод башни заменен на электрический.  Лоб и частично борт башни и корпуса дополнительно защищены элементами накладного бронирования, и, т. о., максимальная толщина брони в гомогенном эквиваленте увеличилась приблизительно до 650-700 мм против БПС. По планам производства, составленным во время запуска базовой модели в серию, заказ армии на улучшенную версию мог составить 500 единиц. Ныне вопрос о количестве "Ариэте" Mk.2 еще не решен окончательно.
Альтернативные пути модернизации "Ариэте" насчитывают несколько возможных направлений.  В первую очередь, желательно развитие системы вооружения танка, и в качестве образца для подражания может выступить "Леопард-2А6". Его орудие с длиной ствола 44 калибра было сменено на улучшенный вариант с длиной ствола 52 калибра, что позволило повысить начальную скорость бронебойного снаряда до 1800 (или более) м/с. Подобное нововведение не скажется худшим образом на остальных характеристиках машины.  В отдаленном будущем не исключается возможность перевооружения С-1 новым 140-мм орудием, однако данный проект требует тщательной выверки.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Одной из актуальнейших задач, стоящих перед военными конструкторами НАТО, остается оборудование состоящих на вооружении ОБТ автоматом заряжания. Проблема технического устройства АЗ - одна из сложнейших. Возможно, механизм автоматического заряжания, которым будут оснащаться "Ариэте", станет аналогом АЗ французского ОБТ "Леклерк" - с механизированной укладкой под часть боекомплекта в нише башни, с унитарным заряжанием.

Наконец, важный аспект эволюции модели - увеличение уровни защищенности от высокоточного противотанкового оружия с помощью комплексов активной защиты или оптико-электронного противодействия. Оно осуществимо главным образом за счет лицензионного производства.

Стоит отметить, что различные агрегаты и подсистемы, спроектированные именно под "Ариэте", могут найти себе широкое применение на других боевых машинах - и, в принципе, уже нашли его. О конструкции СУО и ее унификации на большей части семейства итальянской БТТ 90-х гг. сказано выше. Что же касается иных устройств, то 120-мм орудие танка после ряда доработок, включавших в себя оборудование дополнительных противооткатных механизмов и цилиндрического перфорированного дульного тормоза, стало основным вооружением новой модификации четырехосного полноприводного бронеавтомобиля "Центауро" вместо 105-мм нарезной пушки. Этот вариант, по мнению многих военных экспертов, является мощнейшим колесным истребителем танков из всех существующих ныне.

C1 «Ариете» - итальянский танк

Тактико-технические характеристики C1 «Ариете»

Боевая масса, т........................54,0
Экипаж, чел........................4
Годы производства........................1995—2002
Количество выпущенных, шт........................200

Габаритные размеры
Длина корпуса, мм........................7590
Длина с пушкой вперёд, мм........................9670
Ширина корпуса, мм........................3600
Высота, мм........................2500
Клиренс, мм........................440

Бронирование
Тип брони........................стальная и комбинированная, противоснарядная

Вооружение
Калибр и марка пушки........................120-мм OTO Melara
Тип пушки........................гладкоствольная
Длина ствола, калибров........................44
Боекомплект пушки........................42
Пулемёты........................2 × 7,62-мм MG3

Подвижность
Тип двигателя........................V-12 MTCA
Мощность двигателя, л. с........................1275
Скорость по шоссе, км/ч........................65
Запас хода по шоссе, км........................550
Удельная мощность, л. с./т........................23,6
Тип подвески........................индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см²........................0,9
Преодолеваемый подъём, град........................30
Преодолеваемая стенка, м........................1,0
Преодолеваемый ров, м........................3,0
Преодолеваемый брод, м........................1,2 (4,0 с ОПВ)

 

Фото танка C1 «Ариете»

C1 «Ариете» - итальянский танк


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Танки видео, фото, картинки, современные боевые танки России и мира смотреть онлайн

Новейшие танки мира

В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым. Помимо этого, уделяется внимание танкам, закупленным по импорту или производившимся по лицензии и модернизированным в стране-заказчике кардинально, то есть с уже упоминавшимся изменением боевых свойств. Таким образом, предполагаемая посетителям информация содержит достаточно детальную информацию по названиям танков в мировом танковом парке в динамике его развития за последние 100 лет.

Фильмы про танки

История танкостроения развивалась согласно требованиям времени. До сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным. Есть ряд параметров, определяющих эффективность оружия: точность, дальность стрельбы, бронепробиваемость и прочее. Все эти параметры постоянно совершенствуются. В то же время растет и защищенность танка. Все три основных составляющих танка - огонь, маневр, защита - развивались параллельно.

Русские танки

Специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.Большинство немецких солдат, воевавших на Восточном фронте, неизменно называли три вещи, запомнившиеся им в ходе войны, – русские просторы, лютый мороз и массы советских танков. О танке Т-34 вспоминают и многие немецкие генералы, называя его "шедевром мирового танкостроения".

Мировая бронетехника

Новый танк значительно отличался от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Танки в бою

Как, когда и почему родились те самые танки, что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние. В атмосфере словно накапливалось тяжелое холодное дыхание будущей войны…" (Здесь и далее в цитатах стилистика и орфография первоисточника сохранены).

Смотреть про танки

Подобная оценка того времени звучала не только из его уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.
Случилось так, что многие жизнеописатели советского танка в послевоенную пору почему-то считали, что появление на поле боя легендарной "тридцатьчетверки" стало следствием гениального предвидения ее Главного конструктора Михаила Кошкина, полет мысли которого тормозили ретрограды от кавалерии – военные.

Танки второй мировой войны

Именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудреишего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации… Вплоть до первых за указанный период выполненных планов выпуска советских танков. О том, получилось ли задуманное, – судить вам.

Танки википедия

Автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Бронетехника второй мировой войны

Экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Советские танки

В 1937 г. начальник АБТУ РККА И. Халепский был арестован, временно исполняющим обязанности начальника назначен Г. Бокис, а его заместителем стал недавно вернувшийся из Испании бывший командир интернациональной танковой бригады Д. Павлов. Он по праву считался одним из наиболее опытных командиров танковых войск и 21 июня 1937 г. "за героизм и мужество, проявленные в боях" был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (впоследствии получил медаль "Золотая Звезда" № 30). Новый заместитель развил бурную деятельность. За полгода с момента назначения руководством управления и технического совета АБТУ было проведено большое количество совещаний по обобщению опыта боевых действий в Испании, а также опыта эксплуатации танков в механизированных соединениях в ходе учений 1935-1937 гг.

Большие танки

Легкотанковые бригады комплектовались танками одного типа, преимущественно БТ, в количестве 278 шт. (рекомендовалось вводить в их состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические). Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Бронетехника России

Совмещение боевого отделения танка с отделением управления, облегчало общение между членами экипажа и делало их взаимозаменяемыми без выхода наружу и без введения дублирующих приводов управления. Каждый член экипажа имел свой эвакуационный люк и один аварийный люк в днище корпуса. Увеличенный внутренний объем позволял разместить на командирских танках в левой нише корпуса довольно большую дуплексную радиостанцию 71-ТК-3. Для защиты экипажа танк комплектовался двумя огнетушителями (стационарным и ручным), а также двумя спасательными поясами. Особенностью противопожарной защиты было то, что в нем впервые от стационарного огнетушителя к наиболее пожароопасным объектам – бензобакам, карбюратору – подвели трубки с четырьмя распылителями.

Самый лучший танк

При проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР

На заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Бронетехника видео

Серийный танк был оборудован индивидуальной торсионной подвеской, которая состояла применительно к одному борту из четырех опорных, трех поддерживающих катков, направляющего и ведущего колес. При этом выход из строя одного из опорных катков и даже одновременно двух средних (на борт), равно как и поломка их торсионов, не мешали с определенными ограничениями продолжать движение и либо выполнить боевую задачу, либо выйти из боя и вернуться на ремонт, что значительно повышало живучесть боевой машины. Были усилены уплотнения подшипников катков, которые больше не ограничивали их долговечность.

Военные танки

Применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Рейтинг лучших танков

Как бы то ни было, Ижорский завод освоил выпуск бронепроката небольших толщин (не свыше 80 мм), пригодного для производства танков с нужным качеством. Но как быть с соединением этих листов? Ведь поверхностно закаленные и цементированные листы при сварке корпуса отпускались и коробились в районе швов на сравнительно большой площади (зона отпуска составляла до 4-5 толшин), что затрудняло процесс сборки и ухудшало прочность корпуса в целом. Вести же серийную сборку бронекорпусов на винтах сочли в то время нецелесообразным. В середине 1930-х в СССР велись опытные работы по созданию сварного бронекорпуса танка из цементованной брони толщиной 15-20 мм, и к 1937-1938 гг. этот процесс увенчался относительным успехом, но технология соединения листов оставалась чрезмерно сложной.

Модели бронетехники

Для наблюдения за полем боя служили перископические оптические приборы: три у водителя в лобовом щитке и скуловых листах подбашенной коробки и два у командира в бортах башни. Смотровые приборы комплектовались 10 запасными блоками. В разведке для ориентации на воде и в тумане служил магнитный компас КП московского завода "Авиаприбор". Первый выпущенный танк был вооружен спаренной установкой 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК (на последующих устанавливался 12,7-мм пулемет ДШКТ обр. 1938/40 гг.) и 7,62-мм пулемета ДТ с оптическим прицелом ТМФП. Большая часть боекомплекта пулемета (9 лент по 50 патронов) находилась в кольцевом желобе под башней, запасная лента находилась в коробке в боевом отделении.

Танк военных лет

Даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео

Но в данном случае твердый слой простирался глубже, чем в случае цементации, и составлял от нескольких миллиметров до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Фото бронетехники

Мелкозвенчатая гусеничная цепь состояла из 87 траков шириной 260 мм, шаг трака 98 мм, из износостойкой стали Гартфильда и обеспечивала хорошую проходимость по слабым грунтам. Она имела пониженную вибрацию и соответственно – шум, важный показатель для разведывательного танка. Снижению шума способствовали и резиновые бандажи на всех катках, в том числе и поддерживающих. Штампованный и закаленный однорядный венец ведущей звездочки с цевочным зацеплением был выполнен съемным и легко заменялся при износе. Удачно сконструированные катки и траки гусениц впоследствии без особых изменений использовались на более тяжелых танках.

Боевые танки

Наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.
76,2-мм специальная танковая пушка ПС-3 была принята на вооружение РККА для установки в средние, тяжелые танки, а также в артиллерийские танки и САУ под индексом "танковая пушка обр 1933 г.", и в мае 1933 г.

Боевое применение танков

Кировскому заводу была поставлена задача по освоению ее серийного производства. Однако завод указанную пушку "не потянул", первая серия орудий ПС-3 была предъявлена заказчику тодько в 1936 г., причем за пять лет серийного производства (1933-1937 г.) завод сумет сдать около двух десятков ПС-3, из которых было передано в эксплуатацию тишь 12 штук. Пушка же "обр 1927/32 гг.", известная также как КТ (Кировская танковая), представляла собой качающуюся часть подковой 76,2-мм пушки, дополненную механизированным спуском и увеличенным давлением в тормозе отката (чтобы ограничить откат до 500 мм). Пушка имела очень низкие баллистические характеристики. Малую начальную скорость и как следствие малую дальность прямого выстрела, низкую скорострельность из-за неавтоматического поршневою затвора, неудачный гильзоулавливатель.

Бронетехника мира

В конце 1937 г., видимо после принятия решения о недостаточной боевой ценности танка и памятуя об итогах испытаний , начальник АБТУ Бокис дал задание временно исполняющему обязанности начальника КБ завода № 185 Россе (С. Гинзбург был отстранен от работ в начале года) проработать эскизный проект неплавающего разведывательного танка "для проведения дальней разведки и осуществления глубоких рейдов конно-механизированных групп". Тактико-технические требования предусматривали создание легкого двухместного колесно-гусеничного танка массой не свыше 8 т с компоновкой по типу танков БТ – Кристи с вооружением из 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК, спаренного с 7,62-мм пулеметом ДТ и боекомплектом соответственно 500 и 2500 патронов.

Российские танки

Конструкционно она представляла собой облегченную ПС-19, без дульного тормоза с казенной частью по шпу ПС-3. В 1937 г. орудие только поступило на испытания, которые вскоре были прерваны с арестом П. Сячинтова. Готовых малокалиберных танковых орудий, равно как и крупнокалиберных пулеметов, в то время в СССР не было. Зимой 1937/1938 гг. с подачи начальника АБТУ комкора Д. Павлова был поднят вопрос об увеличении огневой мощи танковых орудий с тем, чтобы, во-первых, была увеличена дальность прямого выстрела танка (то есть дальность стрельбы почти при нулевом угле возвышения), для возможности борьбы с вражескими противотанковыми пушками находясь за дальностью их эффективного огня.

Виды танков фото

Во-вторых, чтобы возросло осколочное действие снаряда танковой пушки, чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению.
Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Бронетехника вермахта

В январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Фото танков с названиями

Но пушка большего калибра также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Лучшие танки мира

Впрочем, в 1938 г. предлагалась новая длинноствольная 45-мм танковая пушка, бронебойный снаряд которой, массой 1,425 кг, уже мог развить начальную скорость 810 м/с, что позволило бы на дистанции 500 м пробить броню толщиной до 55 мм, но для этого требовался принципиально новый выстрел. Понятно, что пойти на это никто не решился. Также Д. Павлов в январе 1938 г., анализируя боевые действия танков в Испании, поднял перед новым замнаркома обороны СССР по вооружению маршалом Г. Куликом вопрос о разработке еще более мощных крупнокалиберных орудий для перспективных танков, а именно: "для прорыва современных укрепленных полос обороны часть средних и тяжелых танков обязательно должны оснащаться танковой пушкой калибра не менее 76-мм до 107-мм; или гаубицей, калибра 122-152-мм". Но все это еще предстояло создать.

Бронетехника СССР

Первый шел под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Фото подбитых танков

21 декабря 1937 г. комиссия АБТУ по перспективным работам констатировала, что "…в наст. время РККА не имеет ни одного образца современного танкового двигателя… Количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Подбитые танки видео

Казалось, что применение в танках двигателя с воспламенением от сжатия сулило лишь преимущества. Но при этом дизель был более металлоемким и обладал при прочих равных условиях меньшей удельной мощностью (мощность, снимаемая с единицы массы). Применение же алюминия в дизелестроении до 1940-го еще не было повсеместно разрешено, так как алюминия в стране остро не хватало. Кроме того, сердце дизеля – топливный насос – стал своеобразным "хайтеком" своего времени. Имеющийся в наличии станочный парк и квалификация рабочих не позволяли организовать серийный выпуск этой весьма важной составляющей дизельных двигатетей. Все это привело к тому, что даже в серии дизельные двигатели оказывались значительно дороже бензиновых. Так, если М-17Т обходился народному хозяйству в 17-21 тыс. Руб., то БД-2 (В-2) пробной серии выпуска 1937 г. "тянули" на 100-103 тыс. руб., опытный МТ-5-1 стоил 48 тыс. руб., а опытный МД-8 (ДМТ-5) по смете – 135 тыс. руб.

Новые танки видео

Однако не выпускались серийно и бензиновые родственники новых дизельных танковых двигателей. Даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Уничтоженные танки

Лишь Горьковский автозавод имени Молотова (ГАЗ), поставщик силовых агрегатов для малых танков, заканчивал вовремя отработку современного шестицилиндрового автомобильного двигателя по типу "Додж" Д-5 "Экспорт" мощностью 85-90 л.с. с удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн

Работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США

Кроме того, в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".
Однако уже с момента получения задания, врио начальника КБ завода № 37 Н. Астров (назначенный взамен арестованного Н. Козырева) высказал мнение, что выполнить указанное задание он не сможет ввиду отсутствия в СССР двигателя дизеля требуемой мощности.

Марки танков

Следующим шагом Н. Астрова было предоставление техотделу НКСМ расчетов, из которых было ясно, что танк с заданными ТТТ не может уложиться в рамки данной массы и стоимости. Он предлагал либо пойти на создание плавающего гусеничного танка, либо ограничиться колесно-гусеничным неплавающим разведчиком.
Этот пассаж вызвал в июле 1937 г. на завод № 37 инспекцию в лице помощника начальника АБТУ РККА бригинженера Свиридова, который в своем письме по танку Т-39 отмечал следующее: "Состояние работ говорит, что за 5месяцев со дня заключения договора ничего сделано не было… нет даже эскизного проекта. Работа ведется одним человеком, в работе КБ наблюдается растерянность и разбросанность. Основные силы КБ (около 7 человек) перекинуты на инициативные работы завода – гусеничный плавающий танк и гусеничный сухопутный танк с мотором ЗИС-101. По своим тактико-техническим характеристикам эти танки не удовлетворяют требованиям армии.

Ютуб про танки

Работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов".
Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка. Вместе с тем, возможные углы наклона листов равны 12-15

Видео обзоры танков

Силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Современная бронетехника

Мы уже касались неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.