Популярные материалы

Последние новости

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Вертолет модели Ка-60 является многоцелевым аппаратом российского производства, который первоначально должен был служить для военных целей, а именно осуществлять перевозку оружия и боеприпасов в очаги военных конфликтов. Также на него полагалась разведка и спасательные операции. Он служил отличной машиной для обучения летчиков. А в дальнейшей разработке он нашел применение и в гражданской авиации.

Ка-60 «Касатка» - видео

Проектирование Ка-60 было начато еще в СССР с 1983 года. На это время было множество моделей и модификаций вертолетов Ми, которые по достоинству заполнили все сферы гражданской авиации и удовлетворяли нужды армии. Несмотря на то, что вертолеты Миля имели большую грузоподъемность, это стало и их недостатком в перевозке грузов до двух тонн, поскольку это было экономически невыгодно. Основную часть всех грузов перевозили вертолеты модели Ми-4, но они были сняты с производства, это и послужило стимулом для создания более экономичного вертолета с нужными на то время качествами и характеристиками.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Для решения данной проблемы вышел указ летом 84 года о создании машины, которая могла бы качественно перевозить грузы в любое время суток. Конкурс на проектирование выиграло бюро Камова. Данная машина должна была перевозить грузы над полем боя. Эскизный проект вертолета Ка-60 был готов в 1990 году, первая машина была построена только в 97 году. Такое большое время постройки машины было из-за распада Союза и недостаточного финансирования проекта. Первая презентация аппарата состоялась в средине лета 1998 года на территории фирмы Камова. За внешний вид он получил название «Касатка». Первый отрыв от взлетной площадки вертолет осуществил зимой этого же года. Для более полных испытаний был изготовлен еще один вертолет.
Производство Касатки планировалось на вертолетном заводе в Улан-Удэ, но в конечном счете их начали изготовлять в городе Луховицы под Москвой. Министерство обороны РФ произвело заказ на изготовление 100 вертолетов данной модели, серийное производство планируется начать в 2015 году.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Особенности вертолета Ка-60 «Касатка»
Первой особенностью можно назвать то, что вертолет был изготовлен по одновинтовой схеме, что несвойственно для бюро Камова. Такая схема была выбрана для того, чтобы обеспечить большую грузовую кабину вертолета и достаточно высокую скорость полета. Последняя была получена также за счет использования новых технологий при изготовлении несущего винта и лопастей, которые отличаются отличной аэродинамикой в полете. Для снижения веса лопасти Ка-60 изготовлены из композиционных материалов, которые, в свою очередь, служат значительно больше времени.
Новая машина имеет вытянутый корпус, который увеличивает его обтекаемость. Лучшей аэродинамике способствует и то, что вертолет может складывать шасси. Новшеством также является рулевой винт, который расположен в кольцевом канале на хвостовом оперении. Именно такое строение рулевого винта было выбрано из-за того, что большую часть времени вертолет будет находиться в горизонтальном полете, а не зависать в воздухе.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Назначение и конструкция вертолета Ка-60 «Касатка»
Как говорилось раньше, основной задачей вертолета является перевозка военных грузов на поле боя. Но он может выполнять и функции спасательной, медицинской, патрульной, разведывательной машины. Также Ка-60 используют для обучения пилотов и перевозки высокопоставленных особ.
Данный аппарат имеет повышенные показатели безопасности из-за использования большого количества композиционных материалов, а также за счет того, что все системы «Касатки» дублированы. Вертолет оборудован системой колесного шасси, которое обеспечивает эффективное энергопоглощение при посадке. Для более мягкой и комфортной посадки вертолет оснащен амортизирующими креслами пассажиров и пилотов. Вертолет имеет системы, которые способствуют снижению его заметности в инфракрасном спектре.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

В носовой части фюзеляжа размещена кабина пилотов, а средняя часть машины представлена как силовая схема корпуса аппарата. В среднем отсеке размещается грузовая кабина, которая по бокам имеет двери, в этом же отделе размещены и топливные баки. Кроме того, к данной части корпуса вертолета крепится силовая установка и шасси.
Данная конструкция корпуса выполнена из большого количества композиционных материалов, которые крепятся к несущим балкам. Хвостовая балка аппарата также во многих частях выполнена из композиционных материалов. Балка спроектирована по монококовой схеме. На балке крепится гаргрот, в нем расположен вал трансмиссии, который приводит в движение рулевой винт.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Вертолетом модели Ка-60 управляет один пилот, причем его место находится с правой стороны, что отличает его от всех отечественных моделей. Данная сторона пилота была выбрана для того, чтобы пилот мог левой рукой проводить работы с мониторами, которые показывают работу систем. А по правой стороне от пилота размещен рычаг управления машиной. Учебная машина такого типа имеет спаренную систему управления.
Хвостовое оперение Ка-60 являет собой неподвижный стабилизатор, на конце которого крепятся стабилизирующие поверхности, которые представлены специальными шайбами. Киль хвоста и рулевой винт изготовлены отдельным монолитным модулем, который можно присоединять к хвостовой балке с помощью стыковочных шпангоутов. Киль машины изготовлен из новых композиционных материалов, но они крепятся к внутреннему каркасу машины.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Шасси вертолета данного типа состоит из трех опор: двух передних (основных) и одной хвостовой. Передние опоры изготовлены по рычажной системе, они оснащены тормозными системами. Задняя опора шасси изготовлена по телескопической схеме, и она не оснащена тормозами. Вся система шасси данного аппарата направлена на глушение колебаний и ударов при посадке и рассчитана даже на посадку при скорости вертикального опускания в 6 м/с.
Силовая установка вертолета Ка-60 представлена парой газотурбинных двигателей модели РД-600В, которые были разработаны конструкторами Рыбинского бюро, которое занимается моторостроением. Для пуска силовой установки существует вспомогательный двигатель типа АИ-9. Все эти агрегаты силовой установки размещены над основной кабиной машины в специальной гондоле и крепятся к фюзеляжу. В этой конструкции также размещен главный редуктор аппарата и коробка приводов.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Все топливо вертолета находится в четырех баках, в которые вмещается 1120 литров , они размещены в полу грузовой кабины. Все баки соединены между собой патрубками, по которым можно осуществлять перекачку топлива, а в силовую установку топливо попадает за счет электрических топливных насосов центробежной схемы. На перегоне или для дальних полетов существует возможность установки дополнительных двух подвесных баков, в которые можно поместить еще 390 литров.
Главный винт состоит из пяти лопастей, которые препятствуют возникновению шумов. За счет продуманной оптимизации частоты оборотов винт издает значительно меньше шума. Лопасти обоих винтов изготовлены из прочных композиционных материалов. Для лопастей была продумана система, которая не позволяет им обледенеть. Рулевой винт заключен в канале кольцевого типа, сам винт представлен вентилятором, который оснащен 11 лопастями. Он имеет систему, которая меняет угол наклона винта.

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Тактико-технические характеристики Ка-60 «Касатка»

Экипаж 1-2
Пассажировместимость 14
Грузоподъёмность 2000 кг (2500 на внешней подвеске)
Длина 13,25 м (фюзеляжа)
Диаметр несущего винта 13,5 м
Диаметр рулевого винта 1,4 м
Высота 4,1 м (фюзеляжа)
Максимальная взлётная масса 6500 кг
Силовая установка 2 × ГТД РД-600
Мощность двигателей 2 × 1300 л.с. (2 × 956 кВт)
Вспомогательная силовая установка 1 × ГТД АИ-9
Максимальная скорость 300 км/ч
Крейсерская скорость 265 км/ч
Практическая дальность 700 км
Статический потолок 2100 м
Динамический потолок 5150 м
Вооружение Точки подвески: 2

 

Фото Ка-60 «Касатка»

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Фото Ка-60 «Касатка» в полете


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Фото, видео военных вертолетов России и мира картинки онлайн смотреть

Боевые вертолеты России

Занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Боевые вертолеты США

Прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX — начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты

Использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Русские вертолеты

Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач. Столь же сложно шел процесс внедрения вертолетов и в гражданскую авиацию. В настоящее время вертолеты заняли достойное место в авиационных парках всех государств, потеснив привычные виды как воздушной, так наземной и морской техники.

Вертолеты РФ

Сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России

Относительно неплохо освещен в книгах и статьях А.М. Изаксона [22, 231, то об истории работ в этой области в дореволюционный период, к сожалению, этого сказать нельзя. В книгах А.М. Изаксона она дана в ограниченном объеме и на основе вторичных источников. Столь же отрывочный характер носят сведения, содержащиеся в книгах П.Д. Дузя [11, 12]. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 — 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Устройство вертолета

В то же время знакомство с периодической и специальными архивными документами (в настоящей работе использованы материалы Центральных государственных исторических архивов СССР, УССР, Москвы, Ленинграда, Военно-исторического архива СССР, Архива АН СССР и Архива научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского) и патентными фондами позволило выявить многочисленные ранее неизвестные данные, по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты

В своих лучших окрасках, однако заранее оговоримся, что в нашей книге не приводятся проекты иностранных изобретателей, предлагавшиеся в большом количестве в различные российские учреждения. Рассматривается деятельность только подданных России. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность дореволюционных отечественных энтузиастов вертолстостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи. С той же целью — как можно более широко охватить все аспекты развития нашего вертолетостроения при рассмотрении различных проектов уделено внимание отзывам представителей официальных учреждений России, которые были, как правило, наиболее квалифицированными специалистами в области науки и техники, подчас занимавшиеся самостоятельно вопросами вертолетостроения.

Название вертолетов

Ознаменованы событиями, обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен. Тогда началось его использование для откачки воды и проветривания помещений. В раннее средневековье появились ветряные мельницы, причем на Востоке они имели вертикальную ось вращения. С XVII в. винт стал предлагаться в качестве движителя.

Маленькие вертолеты

При способность раскрученного винта подниматься в воздух была известна в античном Китае. Там впервые появилась хорошо известная игрушка, именующаяся «летающей палочкой» или «воздушным волчком». Она представляет собой стержень с прикрепленным к его верхнему концу винтом, который раскручивается, и игрушка запускается в воздух. В 320 г. китайский философ Го Хун предложил использовать винт для путешествий по воздуху. По сути дела, это было первое известное предложение вертолета. Первый сохранившийся эскиз вертолета создан в 1489 г. великим Леонардо да Винчи. В процессе дальнейшего развития летающей игрушки «воздушного волчка» предварительная раскрутка винта от4 руки была заменена раскруткой двигателем в виде упругого элемента, соединяющего две «летающие палочки», вращавшиеся в противоположные стороны. Такие игрушки были известны в Европе уже в XVII — XVIII вв. Эти игрушки с эмпирически найденным способом взаимоуравновешивания реактивных моментов несущих винтов были прямым прообразом моделей вертолетов.

Вертолет википедия

Несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Последний вертолет

В обширной научной деятельности ученого-энциклопедиста важное место занимали исследования по метеорологии и физике атмосферы. В середине XVIII в. он приходит к мысли о целесообразности создания специального малоразмерного летательного аппарата для исследования верхних слоев атмосферы и подтверждения его теоретических предположений о природе атмосферы: о восходящих и нисходящих потоках воздуха, электрическом происхождении грозы и др. Предполагалось, что такой аппарат будет поднимать на большие высоты регистрирующие метеорологические приборы.

Частные вертолеты

Сохранилось множество документов, посвященных данной работе. В протоколах конференции имеется запись: «4 февраля. Г-н Ломоносов предложил собранию, чтобы была построена машинка, приспособленная для подъема термометров и электрических стрел, и представил ее рисунок. Г-да академики признали эту машинку достаточно достойной, чтобы построить для производства этих опытов. И тем постановили в донесении, переданном архивариусом Стафенгагеном, просить Канцелярию Академии, чтобы реченная машина могла быть построена по указанию г-на автора часовым мастером Фуциусом» (перевод с лат. В.Б. Шаврова). В рапорте конференции Академии наук в Канцелярию Академии об этом событии говорится следующее: «Г-н Сов. и проф. Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала термометры и другие малые инструменты метеорологические, и предложил оной же машины рисунок; того ради г-да заседающие оное ево представление опробовали и положили Канцелярию АН репортом просить, чтоб соблаговременно было приказать реченную машину по приложенному при сем рисунку для опыта сего изобретения сделать под его г-на автора смотрением мастером Фуциу-сом (sic),..»

Сайт о вертолетах

Наиболее полное описание содержится в протоколе собраний конференции Российской Академии наук от 1 июля 1754 г.: «Почтеннейший советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной (аэродромической) и которой устройство должно быть таково, что силой крыльев, движимых пружиной, подобной тем, какие обыкновенно бывают в часах, двигающихся горизонтально в противоположных направлениях, машина давит на воздух и поднимается по направлению к верхнему региону воздуха для того, чтобы, достигнув верхнего воздуха, можно было производить исследования метеорологическими приборами, прикрепленными к этой воздухобежной (аэродромической) машине. Машина была подвешена на веревке, натянутой между двумя блоками, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположной стороны. При заведенной пружине быстро поднималась вверх. Это обещало желаемый эффект. По словам изобретателя, этот эффект увеличится, если увеличится мощность пружины, если больше будет дистанция между двумя парами крыльев и коробка, в которой помещается пружина, для наименьшего веса будет выполнена из дерева, о чем, как полагается, он обещал сам позаботиться (перевод с лат. Г.С. Лигачевского).

Современные вертолеты

Сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема — при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта — первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось. При возвратно-поступательном движении двух пар крыльев неизбежно возникают несбалансированные периодические аэродинамические силы и моменты. Это должно было вызвать заметные колебания подвешенной на нити модели. Они не отмечены в протоколе. Едва ли при таком поведении модели мог быть сделан вывод: «Это обещало желаемый эффект». Сомнительна также возможность в таких условиях измерений с высокой точностью разгрузки: «...с лишком на два золотника облегчилась.

Классы вертолетов

При разработке компоновки воспользовались конструкцией наиболее совершенной в то время часового механизма, расположив двигатель — часовую пружину в капсуле-фюзеляже. Конструктивно проработанный, надежный и легкий механизм карманных часов при удалении из него системы балансира обеспечивал идеальную трансмиссию, передающую мощность на соосные несущие винты от бортового источника энергии — сжатой пружины. Несущие винты имели небольшой разнос — «дистанцию» между «парами».

Самый лучший вертолет

Проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования.
Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом — геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли. Этот четырехвинтовой вертолет построили французские конструкторы Бреге и Рише В 1923 г. В США на вертолете конструкции Ботезата впервые 6ыл поднят в воздух пассажир. На итальянском соосном вертолете Асканио в 1930 г. был установлен первый мировой рекорд высоты полета вертолета — 18 м.

Самый быстрый вертолет

В России на основе научных работ Н К. Жуковского, посвященных геликоптерным винтам, группой учеников во главе с Б Н. Юрьевым в 1911 г. был построен одновинтовой вертолет. В очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м
В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры. Идея автожира, как самолета с вращающимся крылом (несущим винтом), никогда не теряющим скорости, возникла у молодого испанского инженера Xyaнa де ля Сиерва в двадцатых годах. В то время стремительно развивавшиеся за годы первой мировой войны самолеты, теперь уже оснащенные вооружением.

Новый вертолет России

Поэтому с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Фильмы про вертолеты

За короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов.
В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития — но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории. Первая представляет собой развитие по грузоподъемности, а вторая по улучшению летно-тактических пли экономических характеристик.

Большие вертолеты

Рассматривая зарубежные вертолеты» можно сказать, чго идея использования вертолетов для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию.
Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий). Затем потребная грузоподъемность вертолетов увеличилась др 6—8 тс, что соответствует военной технике, базирующейся на шасси автомобиля грузоподъемностью 3—4 тс.

Вертолеты СССР

В дальнейшем, например в проектах фирмы Сикорского, грузоподъемность вертолета достигает 20-25тс и, наконец. 46—40 тс. Такие величины соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей — зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования.
Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила.
Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи
Таким образом, «количественное» развитие по размерному ряду  возможно без качественного к фактически происходит одновременно с качественным развитием техники.

Советские вертолеты

Создание более крупных вертолетов, чем первые образцы, в сравнительно короткие сроки было возможным, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 (рис. 1.10) с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели.
В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.
Применяются ли вертолету для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров — определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.