Популярные материалы

Последние новости

«Адмирал Горшков» («Баку») - тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4

Авианесущий крейсер «Баку» (изначально «Харьков») в 1990 «Адмирал Горшков» строился по измененному проекту 1143.04. Полностью модернизировалось радиоэлектронное оборудование, изменилась архитектура надстройки, другим стал состав вооружения. Вместо самолетов Як-38, обладавших низкой боевой эффективностью, на корабле должны были размещаться самолеты Як-41. В период строительства создание самолета находилось в стадии завершения, однако к моменту подписания приемного акта Як-41 все еще не был готов. Поэтому авиагруппу «Баку» укомплектовали штурмовиками Як-38. Зато вместо вертолетов Ка-25ПЛ корабль получил более совершенные Ка-27ПЛ.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал Горшков" - видео

Ширина полетной палубы 46 м. На «Баку» использован новый тип покрытия полетной палубы, отличающийся повышенной прочностью и жаростойкостью. Впервые на советском авианесущем корабле была установлена бронированная защита погребов и ангара общей массой 1700 тонн.
Энергетическая установка состоит из четырех эшелонов (4 ГЗТА, 8 котлов) и приводит в действие четыре линии вала. Конструктивно она соответствует энергоустановке ТАКР проекта 1143, но имеет ряд изменений, в том числе более экономичные главные котлы, что позволяет «Баку» совершать более длительные переходы без пополнения запасов топлива. Имеется возможность использовать эшелоны ГЭУ в различных комбинациях, что экономит ресурс и позволяет производить осмотр и ремонт механизмов в море. Дальность плавания осталась прежней.

«Адмирал Горшков» («Баку») - тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4

На «Киеве» были восемь пусковых установок ПКР «Базальт» с ракетами в них и еще восемь ПКР хранились в погребе. Предполагалось, что после запуска первых восьми ракет будет производиться перезарядка ПУ. Практика показала, что сделать это в открытом море весьма сложно. Поэтому авианесущий крейсер «Баку» получил двенадцать пусковых с ПКР в носовой части, а погреба запасных ракет отсутствовали. Впервые на авианесущем корабле установили четыре шестиракетных модуля подпалубного ЗРК «Кинжал» с дальностью действия 12 км. Боезапас — 192 ракеты.
В дополнение к «кинжалам» борьбу с воздушным противником в ближней зоне могли осуществлять восемь 30-мм автоматов АК-630 и две 100-мм автоматические артустановки АК-100. Вместо старых ПЛКР и РБУ были установлены две 10-ствольные ПУ нового комплекса противоторпедной защиты «Удав».

«Адмирал Горшков» («Баку») - тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4

Коренные изменения претерпело радиоэлектронное вооружение. На четырех стенках «острова» впервые в советском флоте были размещены полотнища РЛС с фазированной антенной решеткой. В составе РЭВ появились новые комплексы «Фрегат», «Подкат», ГАК «Полином» и другие. БИУС «Лесоруб» позволила вырабатывать различные варианты решений по применению того или иного вида оружия. Устройство «Тройник» обеспечивало прием в автоматическом режиме информации от самолетов ДРЛО.
После окончания приемно-сдаточных испытаний «Баку» 30.12.1987 г. был зачислен в состав Северного флота. С 8 июля по 7 декабря 1988 года корабль действовал в Средиземном море, осваивая новые образцы техники, затем прибыл на место постоянного базирования в Североморск. 4.01.1990 г. «Баку» переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В 1991 г., после снятия с вооружения самолетов Як-38, корабль стал «чистым» вертолето-носцем.
В 1992 г. «Адмирал Горшков» встал к заводскому причалу для текущего ремонта, из которого так и не вышел. В 1995 г. на крейсере произошел сильный пожар, который перечеркнул надежды ввести его снова в боевой состав флота. 8—12 июля 1999 г. он на буксире перешел в Северодвинск для «ремонта и модернизации». В итоге корабль, на постройку которого ушло 9 лет, имеет на своем счету 5 лет активной службы и 8 лет мытарств по заводам.

«Адмирал Горшков» («Баку») - тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4

Одной из главных причин столь короткой карьеры советских авианесущих крейсеров является стремительный износ их материальной части из-за отсутствия нормальной системы базирования и судоремонта. Американцы, прежде чем построить корабль, возводят для него причал. У нас все делалось точно наоборот. Ни один из вступивших в строй ТАКР своего причала никогда не имел. Корабли стояли на рейде, не имея возможности получать электроэнергию и пар с берега. Для обеспечения повседневной жизнедеятельности приходилось постоянно держать под парами два главных котла, поскольку вспомогательные отсутствовали. Кроме того, на Севере 80% времени считается штормовым. Следовательно, чтобы иметь возможность в любой момент сняться с бочки, нужно иметь в готовности две линии вала и четыре главных котла из восьми. Соответственно, непрерывно работали котельные установки, турбогенераторы, ГТЗА, опреснители и т.д., вырабатывая свой моторесурс. В итоге половина корабля, который якобы стоял в базе, постоянно функционировала. Еще одним фактором, сокращавшим срок жизни авианосцев, было качество эксплуатации и ремонта. Так, на «Баку» установили более экономичные котлы, но их эксплуатация требовала определенного качества котельной воды и определенной квалификации личного состава. Говорить же о качестве воды при отсутствии нормального базирования весьма проблематично.
В настоящее время «Адмирал Горшков» продан в Индию и получил новое имя "Викрамадитья". Прежде чем корабль войдет в состав индийского флота, он пройдет модернизацию, после которой на нем смогут базироваться самолеты Су-33 и МиГ-29К.

«Адмирал Горшков» («Баку») - тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4

Тактико-технические характеристики ТАКР «Адмирал Горшков» («Баку»)

Водоизмещение 37000 (44500) тонн
Размеры 273 х 31 х 11,5 м
Мощность четырехвальной
энергоустановки
200000 л.с.: 4 ГТЗА, 8 котлов
Скорость
30 узлов
Вооружение 12 ПУ ПКР «Базальт», 4 ЗРК «Кинжал»,
2—100-мм артустановки АК-100,
8—30-мм автоматов АК-630, 2 РБУ-12000
Экипаж 1200 человек
Авиагруппа (май 1988 г.) 12 штурмовиков Як-38, 16 вертолетов Ка-27,
4 вертолета Ка-25

 

Авианосец ВМС Индии Викрамадитья достроенный на Севмаше

«Адмирал Горшков» («Баку») - тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.