Популярные материалы

Последние новости

Американские линкоры типа "Айова"

Четыре корабля типа «Айова» являлись самыми крупными и быстроходными линкорами ВМФ США, принимавшими участие во Второй мировой войне, и оставили о себе добрую и долгую память. В 1936 г., освободившись от пут Вашингтонского соглашения от 1922 г., ВМФ США приступил к реализации программы строительства новых боевых кораблей водоизмещением 45 000 т, сделав, таким образом, следующий шаг от кораблей типа «Южная Дакота». Хотя новые линкоры в основном сохранили артиллерию предыдущих проектов, от предшественников они отличались лучшим бронированием и быстроходностью.

Видео залпов линкора типа "Айова"

Развивавшие скорость до 33 узлов, линкоры типа «Айова» были самыми скоростными кораблями своего класса, когда-либо прежде строившимися в мире. На них устанавливали новые 16-дюйм. (406-мм) орудия длиной 50 калибров вместо прежних пушек длиной 45 калибров. Линейные корабли типа «Айова» получили также усовершенствованные орудийные башни, что позволило сэкономить 850 т веса. Американский флот стремился к реализации на Тихом океане концепции применения быстро реагирующих на ситуацию оперативно-тактических групп. В штабе ВМФ верно предугадали, что в предстоящей войне Япония задействует такие же группы для нападений на торговые суда, курсирующие по Тихому океану. Линкоры типа «Айова» создавались с намерением использовать их для обеспечения прикрытия американских авианосцев, самолеты которых станут наносить удары по надводным и сухопутным объектам противника.

Американские линкоры типа "Айова"

В соответствии с планами предполагалось строительство шести линкоров, однако построено было лишь четыре: USS «Айова», USS «Нью-Джерси», USS «Миссури» и USS «Висконсин». Линкор «Айова» был заложен 27 июня 1940 г., спущен на воду 27 августа 1942 г. и подготовлен к выходу в поход 22 февраля 1943 г. Корабли этого типа начали нести боевую службу уже на заключительном этапе войны и, таким образом, не застали многих поединков авианосцев, где могли бы наилучшим образом продемонстрировать свою способность выполнить те задачи, ради которых создавались. Вместе с тем линейные корабли типа «Айова» отлично зарекомендовали себя, сражаясь в составе оперативно-тактической группы быстроходных авианосцев из состава ВМФ США часто как штабные корабли. Детально все линкоры отличались друг от друга в основном составом зенитного вооружения, постоянно на протяжении войны претерпевавшего изменения.

Американские линкоры типа "Айова"

Все они действовали на Тихом океане и все дожили до капитуляции Японии, акт о которой подписывался именно на борту USS «Миссури». В 1943 г. USS «Айова» принимала участие в так называемой «вахте по выслеживанию «Тирпица», а в ноябре доставила на своем борту в Тегеран президента Рузвельта. Настоящая война для «Айовы» началась 23 января 1944 г., когда она участвовала в нанесении ударов по противнику на Маршалловых островах. Неподалеку от островов Трук (Микронезия) линкор потопил японский крейсер «Катори», а затем продолжал обеспечивать поддержку наступлению на Филиппинские острова и во время боев в заливе Лейте в октябре. В декабре 1944 г. по пути домой «Айова» с честью выдержала испытание, приготовленное ей разбушевавшейся стихией, преодолев тайфун, повредивший или пустивший на дно 24 других корабля. Вернувшись в места боев в апреле 1945 г., «Айова» сменила USS «Нью-Джерси», действовавший у берегов Окинавы. К июлю 1945 г. три линкора типа «Айова» вели обстрел объектов противника на собственно японской территории, а 29 августа 1945 г. «Айова» вместе с «Миссури» вошла в гавань Токио, чтобы принять капитуляцию Японии.

Американские линкоры типа "Айова"

Линкоры типа «Айова», несмотря на большую длину, зарекомендовавшие себя как весьма маневренные корабли, пользовались популярностью у своих экипажей. Между тем эксплуатация линкоров обходилась весьма дорого, а потому после войны их законсервировали. Оставаясь в составе Резервного флота ВМФ США, линкоры типа «Айова» и после 1945 г. продолжали представлять собой мощные средства огневой поддержки. С этой целью они использовались во время Корейской, а позднее в ходе Вьетнамской войны. Законсервированные в третий раз в начале семидесятых годов, линкоры вновь вернулись в строй в эпоху Рейгана, став символом военной мощи и престижа Америки.

В какой-то момент вынашивались планы переоборудования их в некие «гибридные» авианосцы с полетной палубой в кормовой части, предназначенные для самолетов вертикального или короткого взлета. Планам этим не суждено было осуществиться, зато линкоры оснастили крылатыми ракетами «Томагавк» и противокорабельными ракетами «Гарпун», при этом на линкоре типа «Айова» сохранили отличавшиеся малым рассеиванием снаряда 1б-дюйм. (40б-мм) орудия главного калибра. «Айова» участвовала в демонстрации силы у берегов Никарагуа в 1984-м и служила в качестве эскортного судна, сопровождавшего танкеры в Персидском заливе в 1988 г. Другие линкоры этого типа оказывали огневую поддержку дружественным войскам во время Ливанского конфликта в восьмидесятые годы и против сил Ирака в Кувейте в ходе операции «Буря в пустыне». В 1989 г. из-за взрыва в одной из главных орудийных башен «Айова» не смогла принять участие в подготовке к операции «Буря в пустыне» и в октябре 1990 г. подверглась разукомплектованию. В настоящее время четыре линкора типа «Айова» находятся в резерве, ожидая решения свой судьбы.

Американские линкоры типа "Айова"

Тактико-технические характеристики линкоров типа "Айова"

Водоизмещение стандартное 48 110 т; полное 57 540 т
Главные размерения длина (общая) 270,43 м; ширина (на уровне ватерлинии) 32,97 м; осадка 11,02 м
Энергетическая установка восемь котлов типа Бэбкок-энд-Уилкокс, четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 212 000 л.с., вращающие четыре гребных винта
Максимальная скорость 33 уз.
Бронирование толщина бортового пояса от 305 мм до 40 мм; бронированной палубы от 152 мм до 38 мм; надстроек от 287 мм; главных башен 500 мм
Вооружение девять 16-дюйм. (406-мм) орудий главного калибра, 20-5-дюйм. (127-мм) противоминных орудий, 60 - 40-мм и 60 - 20-мм зенитных автоматических орудий, три самолета
Команда 1921 человек

 

Фото линкора "Айова"

Американские линкоры типа "Айова"


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.