Популярные материалы

Последние новости

Итальянский линкор «Литторио» времён Второй мировой войны

В тридцатые годы соглашения, заключенные ведущими морскими державами и регулировавшие область крупного военного судостроения, стали трещать по швам. Одни государства строили корабли у самого верхнего предела ограничений, другие просто игнорировали существующие лимиты. Когда Франция начала разработку новых тяжелых крейсеров, фашистская Италия почувствовала себя вправе приступить к собственному военно-морскому «ренессансу», заложив линкоры типа «Литторио».

Итальянский линкор «Литторио» времён Второй мировой войны

Этим кораблям предстояло стать первыми в полном смысле слова линейными кораблями, строившимися в Европе с 1922 г., и первыми крупными боевыми кораблями, созданными в Италии со времен Первой мировой войны.
В тип «Литторио» входили две партии кораблей по два корабля в каждой. Первая пара была заложена в 1934 г., а вторая — в 1938 г. В один день с «Литторио» судостроители заложили и его «брата близнеца», линкор «Витторио Венето» (для обозначения их типа используются названия обоих кораблей). По плану предполагалось, что водоизмещение «Литторио» будет колебаться в пределах
35 ООО т, однако к моменту схода со стапелей корабль значительно потяжелел. Главным вооружением «Литторио» служили 15-дюйм. (381-мм) орудия с высокой начальной скоростью полета снаряда — самые мощные, которые только выпускались в Италии в то время. По бокам от носовых башен главного калибра устанавливались башни с б-дюйм. (152-мм) пушками — всего по две башни впереди и сзади, по три ствола в каждой. Отдельные 3,5-дюйм. (89-мм) зенитки и 4,7-дюйм. (119-мм) пушки размещались с бортов. Кормовая артиллерийская башня главного калибра устанавливалась выше, чем носовая, для того чтобы взрывная волна не повредила палубный самолет (обычно истребитель «Реджианне» Re 2000), ангара для которого не предусматривалось. «Увешанный оружием» «Литторио» не располагал столь же мощным бронированием — главное предпочтение конструкторы отдавали быстроходности судна.

Итальянский линкор «Литторио» времён Второй мировой войны

Вместе с тем противоторпедную защиту они продумали основательно. «Литторио» был заложен 28 октября 1934 г., спущен на воду 22 августа 1937 г. (на месяц позже «Витторио Венето») и вступил в строй б мая 1940 г. Почти сразу ему пришлось принять боевое крещение, когда КВМФ устроил настоящий разгром итальянского флота в гавани Таранто.
11 ноября 1940 г. самолеты «Суордфиш» из состава морской авиации Британии поразили «Литторио» тремя торпедами, однако, несмотря на это, линкор остался на плаву. В апреле 1941 г. после ремонта «Литторио» вернулся в строй, а почти годом позже, в марте 1942 г., во время боя у африканских берегов вновь был поврежден. В июне 1942 г. и апреле 1943 г. линкору удалось уцелеть после сильнейших воздушных атак. 30 июля 1943 г., через пять дней после свержения Муссолини, «Литторио» переименовали в «Италию». 9 сентября, по пути на Мальту, где «Италия» и аналогичный ему «Рим» должны были сдаться союзникам, линкоры подверглись ударам немецких крылатых бомб. «Рим» пошел ко дну, а «Италия» получила серьезные повреждения. Простояв остаток войны на приколе, в 1946 г. «Италия» вернулась на родину.
По условиям выплаты репараций, линкор достался США и был отправлен в переплавку между 1948 г. и 1950 г.

Итальянский линкор «Литторио» времён Второй мировой войны

Тактико-технические характеристики линкора «Литторио»

Водоизмещение стандартное 40 724 т; полное 45 236 т
Главные размерения длина (общая) 237,74 м; ширина (на уровне ватерлинии) 32,18 м; осадка 9,57 м
Энергетическая установка восемь котлов Ярроу, четыре турбины Белуццо суммарной мощностью 128 200 л.с., вращающие четыре гребных винта
Максимальная скорость 30 уз.
Бронирование толщина бортового пояса от 280 мм до 70 мм; палубы от 162 мм до 45 мм; надстроек от 210 мм до 70 мм; башен орудий главного калибра от 350 мм до 200 мм; башен универсальных орудий от 280 мм до 70 мм
Вооружение девять 15-дюйм. (381-мм) орудий главного калибра, 12 - 6-дюйм. (152-мм) и четыре 4,7-дюйм. (119-мм) универсальных орудия, 12-3,5-дюйм. (89-мм), 20 - 37-мм и 16 - 20-мм автоматических зенитных орудий, один самолет
Команда от 1830 до 1950 человек

 

Фото линкора «Литторио»

Итальянский линкор «Литторио» времён Второй мировой войны

Итальянский линкор «Литторио» времён Второй мировой войны


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.