Популярные материалы

Последние новости

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый» Балтийский флот)

Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» - видео

Головной корабль серии 712 «Неустрашимый» был заложен 01.04.1986 г., спуск на воду состоялся 01.05.1988 г., из-за отсутствия финансирования корабль вступил в строй лишь 24.01.1993 г. Второй корабль, первоначально именовавшийся «Неприступный», а 30.08.1995 г. переименованный в «Ярослав Мудрый», был заложен 27.05.1988 г., спуск его на воду состоялся в июне 1990 г.
Сторожевики типа «Неустрашимый» представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитного полей.
Корпус выполнен с удлиненным полубаком и характерным сломом верхней палубы в носовой оконечности, улучшающим условия боевого использования 100-мм артустановки. Он изготовлен из стали, все соединения выполнены методом сварки. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 13 отсеков (по другим данным — 12 отсеков), непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. На всем протяжении корпуса имеется двойное дно. Междудонное пространство используется в качестве цистерн для топлива, масла и пресной воды. Система стабилизации включает бортовые рули и выдвижные рули успокоения качки. Выбранные обводы корпуса и соотношения главных размерений обеспечивают высокие мореходные качества корабля. Характеристики остойчивости не накладывают ограничения на его использование при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый» Балтийский флот)

Трехъярусная сплошная надстройка также выполнена из стали. Все жилые и служебные помещения, а также боевые посты подключены к системе кондиционирования воздуха. Корабль располагает необходимыми средствами, обеспечивающими его пожарозащищенность и живучесть. Имеются средства защиты от оружия массового поражения. Корпус и надстройка разделены на четыре цитадели, которые снабжены автономными фильтро-вентиляционными установками, поддерживающими внутри их избыточное давление воздуха. Обеспечению защищенности личного состава способствует также наличие сквозного закрытого прохода от носа до кормы.
На корабле использована двухвальная газотурбинная главная энергетическая установка, состоящая из маршевой части, включающей два газотурбинных двигателя М70, два двухскоростных редуктора и специальную редукторную приставку, а также из форсажной части, включающей два газотурбинных двигателя М90 и два форсажных односкоростных редуктора. Для обеспечения боевой живучести они разделены на две независимые энергетические группы левого и правого бортов, каждая из которых находится в двух автономных машинных отделениях. Упомянутая выше специальная редукторная приставка обеспечивает в случае необходимости работу любого маршевого агрегата на оба валопровода. В качестве движителей использованы два гребных винта фиксированного шага.

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый» Балтийский флот)

Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 16 узлов составляет 3500 миль. Автономность по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Электроэнергетическая установка состоит из четырех электрогенераторов суммарной мощностью 3050 кВт. Генераторы вырабатывают трехфазный ток напряжением 380 В.
Состав вооружения «Неустрашимого» соответствует его многоцелевому назначению. Артиллерийское вооружение включает одноорудийную автоматическую 100-мм универсальную артустановку АК-100, размещенную на верхней палубе в носовой части корабля, и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе двух боевых модулей с системами перезарядки ракет и командного модуля со станцией обнаружения целей. Комплекс «Кортик» поражает воздушные цели как зенитными управляемыми ракетами 9М311, так и огнем артустановок АК-630М. Дальность поражения составляет для ЗУР 1,5-8,0 км, для артустановок — 0,5-1,5 км. Досягаемость по высоте — от 5 до 4000 м.
Наряду с комплексом «Кортик», противовоздушную и противоракетную оборону обеспечивает многоканальный зенитный ракетный комплекс «Кинжал», в состав которого входят подпалубная пусковая установка из четырех пусковых модулей с восемью ракетами в каждом, а также система управления, позволяющая вести стрельбу одновременно по четырем целям, находящимся на высотах от 10 до 6000 м и на дальностях от 1,5 до 12 км.
Главное ударное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят четыре 4-зарядные пусковые установки, размещенные на нижнем ярусе надстройки за дымовой трубой. Ракеты комплекса могут поражать надводные цели на дальностях от 5 до 130 км. Вместо комплекса «Уран» предусмотрена возможность установки ракетного комплекса «Яхонт» с двенадцатью противокорабельными ракетами или ракетного комплекса «Club-N» с шестнадцатью противокорабельными ракетами ЗМ-54Э или ЗМ-54Э1, которые имеют большую эффективность и дальность стрельбы до 300 км.

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый» Балтийский флот)

В состав противолодочного вооружения входит ракетный комплекс «Водопад» с корабельной системой управления стрельбой «Онега» и шестью стационарными однотрубными 533-мм торпедными пусковыми установками для стрельбы ракето-торпедами «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпедами 53-65К и СЭТ-65. Дальность поражения целей ракето-торпедами — от 5 до 35 км, торпедами — от 2 до 19 км.
Для поражения подводных лодок предназначена и 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000, ведущая стрельбу глубинными бомбами весом 119,5кг (вес фугасной боевой части — 23,5 кг) на дальность 5,7 км. Глубина поражения цели составляет 500 м.
Данные противолодочному вооружению выдаются гидроакустическим комплексом «Звезда-1» с подкильной и буксируемой антеннами. Он обеспечивает:
• поиск и обнаружение подводных лодок;
• определение координат целей;
• опознавание и связь с подводными лодками;
• классификацию подводных целей;
• обнаружение торпед;
• выдачу координат цели в систему управления противолодочным оружием и БИУС.

Базирующийся на корабле вертолет Ка-27ПЛ предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Он может быть оборудован для выдачи противокорабельному ракетному комплексу «Уран» загоризонтного целеуказания на дальности до 200 км от корабля.
Своеобразными «мозговыми центрами» корабля являются боевые информационно-управляющие системы «Трон» и «Дипломат». Они объединяют все системы корабля в единый интегрированный комплекс, который осуществляет автоматизированное взаимодействие сил и средств в боевых действиях оборонительного и наступательного характера. Основные функции этих боевых информационно-управляющих систем:
• подготовка и ведение боевых действий при поиске, обнаружении и нанесении ударов по подводным лодкам, надводным кораблям и береговым целям;
• противовоздушная оборона;
• противоракетная оборона;
• навигационная безопасность плавания;
• управление вертолетом при выполнении боевых задач;
• управление и обеспечение борьбы за живучесть. Входящая в состав радиоэлектронного вооружения корабля РЛС «Фрегат МА» (МР-270) используется для освещения воздушной и надводной обстановки, обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания системам управления огневыми средствами. На корабле установлены также комплекс радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2» и комплексы постановки пассивных помех ПК-2 и ПК-10.

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый» Балтийский флот)

Тактико-технические характеристики корабля «Неустрашимый»
Водоизмещение, т:
стандартное 3210
полное 4350

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД - суммарная мощность, л.с. 2х М90 — 40 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М70 — 17 000

Скорость хода наибольшая, узлов
30

Дальность плавания, мили:
ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000

Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4x4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР

Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4x8 (ВПУ)
боекомплект 32 ЗУР 9М330

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2x8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов - калибр 2x2 — 30-мм

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1x1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60

Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6x1 - 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 1 х 12 - 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1

Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)

 

Фото кораблей проекта 11540 «Ястреб»

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый» Балтийский флот)

Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый» Балтийский флот)


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.