Популярные материалы

Последние новости

"Гнейзенау" - германский линкор типа "Шарнхорст"

Несмотря на малочисленность крупных боевых кораблей в составе Кригсмарине, а возможно, именно из-за этого, обе участвовавшие в конфликте стороны были склонны преувеличивать их успехи во время Второй мировой войны. Охота на «Бисмарка» стала темой устного эпоса, как погоня за «Шарнхорстом» и «Графом Шпее» и их уничтожение. Менее известным однотипным с «Шарнхорстом» кораблем был также весьма заслуживавший упоминания «Гнейзенау».

Линкоры "Гнейзенау" и "Шарнхорст" - видео

Идея создания обоих кораблей принадлежала лично Гитлеру, который находил разумным совместить вооружение и скорость «карманных линкоров» вроде «Дойчланд» и крейсеров типа «Адмирал Хиппер» с броней более крупных кораблей, дабы получить идеальное средство обороны и наступления на море. Гитлер видел в этих быстроходных и одновременно обладавших тяжелым бронированием кораблях «непотопляемых рейдеров», однако флотское командование рассматривало их как просто более крупные, но недостаточно хорошо вооруженные боевые корабли. Руководство Кригсмарине настаивало на том, чтобы на этих кораблях поставили по крайней мере одну башню с тремя орудиями самого мощного калибра. Гитлеру не хотелось раньше времени раздражать британцев, однако коррективы в конструкцию все же пришлось внести. Первоначально планировалось оснастить Panzerschiffe (бронированные корабли, корабли-танки) 15-дюйм. (381-мм) орудиями (хотя в соответствии с Англо-германским соглашением от 1935 г. немцы могли вооружить их и 16-дюйм. (406-мм) орудиями главного калибра). Так или иначе, башня на три 15-дюйм. ( 381-мм) орудия еще не была закончена, а потому с целью экономии времени два тяжелых крейсера типа «Шарнхорст» решили строить с 11-дюйм. (280-мм) орудиями.

"Гнейзенау" - германский линкор типа "Шарнхорст"

«Гнейзенау» был заложен 3 мая 1935 г., спущен на воду 8 декабря 1936 г. и вступил в строй 21 мая 1938 г. К строительству «Шарн-хорста» приступили несколькими днями позже, но спустили со стапелей на полгода раньше, однако к плаванию подготовили только в январе 1939 г. Зимой 1938/39 г. оба корабля оснастили катапультами для гидросамолетов, дополнительно установили 20-мм зенитные автоматические орудия. Когда началась война, на «Гнейзенау» все еще стояли совершенно не подходившие для корабля такого класса 11-дюйм. (280-мм) орудия, тем не менее он прикрывал операцию немцев в Норвегии и действия в Атлантике. Вместе с «Шарнхорстом» «Гнейзенау» записал на свой счет отправленный на дно британский авианосец «Глориэс», а также миноносцы HMS «Акаста» и HMS «Ардент». 6 апреля 1941 г. «Гнейзенау» был торпедирован и, потеряв ход, на буксире доставлен в порт, став мишенью для бомб британских летчиков. После того как в ноябре 1942 г. пилоты КВВС вторично его атаковали, было принято решение оснастить корабль наконец 15-дюйм. (381-мм) пушками. Однако до реализации этого плана дело так и не дошло.

"Гнейзенау" - германский линкор типа "Шарнхорст"

От намерений поставить новые башни отказались в 1943 г., и главное вооружение, предназначавшееся для «Гнейзенау», закончило жизнь в составе береговых батарей в Голландии и Норвегии. Даже б-дюйм. (152-мм) корабельным пушкам нашлось новое применение: они устанавливались на железнодорожных платформах.
Больше никакой роли «Гнейзенау» в войне не играл, «Шарнхорст» же пошел ко дну в декабре 1943 г. в результате боя с тремя британскими крейсерами и одним линкором. «Гнейзенау» на буксире отвели в польский (теперь) порт Готенхафен (Гдыня) и в 1945 г. затопили у входа в гавань. После войны, где-то между 1947 и 1951 гг., его остатки отправили на переплавку.

"Гнейзенау" - германский линкор типа "Шарнхорст"

Тактико-технические характеристики линкора "Гнейзенау"

Водоизмещение стандартное 34 841 т; полное 38 900 т
Главные размерения длина (общая) 229,79 м;
ширина (на уровне ватерлинии) 29,92 м;
осадка 8,38 м
Энергетическая установка 12 котлов типа Вагнер,
три турбины «Германия» суммарной мощностью 165 000 л.с.,
вращающие три гребных винта
Максимальная скорость 32 уз.
Бронирование толщина бортового пояса от 349 мм до 169 мм;
палубы 50 мм; бронированной палубы 76 мм;
торпедного отсека 44 мм;
башен главных орудий от 356 мм до 152 мм;
башен противоминных орудий от 140 мм до 50 мм
Вооружение девять 11-дюйм. (280-мм) орудий главного калибра,
12 - 6-дюйм.(152-мм) противоминных и
14 — 4,1-дюйм. (105-мм) орудий,
16 - 37-мм и восемь 20-мм зенитных автоматических орудий,
три или четыре самолета
Команда 1669 человек

 

Фото линкора "Гнейзенау"

Линкор "Гнейзенау" фото в порту города Киль

 

Носовые орудия линейного корабля "Гнейзенау"

Носовые орудия линейного корабля "Гнейзенау"

 

 Снятые с линкора "Гнейзенау" орудия и установленная возле Трондхейма

Снятые с линкора "Гнейзенау" орудия


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.