Популярные материалы

Последние новости

Тяжелые авианесущие крейсеры типа «Киев» проект 1143

Эти корабли были спроектированы для осуществления в первую очередь противолодочных действий. Их классифицировали как противолодчные крейсеры с авиационным вооружением. Первоначально проект 1143 предполагал создание противолодочного корабля с возможностью базирования вертолетов, но после испытаний самолета Як-38 в его авиагруппу включили СВВП.Увеличение авиагруппы (по сравнению с проектом 1123) предопределило наличие полетной палубы шириной 51,3 м, установленной под углом к продольной оси корабля. Хотя по своей архитектуре «Киев» весьма походил на классический авианосец (особенно благодаря консольному свесу угловой палубы), в действительности он имел с ним мало общего.

Тяжелые авианесущие крейсеры проект 1143 «Кречет» - видео

Проектируемый крейсер должен был иметь развитые средства борьбы с подводными лодками и неплохую защиту от средств воздушного нападения. Однако кому-то «наверху» этого показалось мало. Там решили, что крейсер ПЛО должен еще бороться и с кораблями противника. Пришлось на этапе эскизного проектирования ввести в состав вооружения противокорабельные ракеты. В результате корабль механически объединил в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и вертолетоносца. Поэтому странное словосочетание «авианесущий крейсер» применительно к кораблям проекта 1143 вполне отражает действительность.
На полетной палубе семь взлетных площадок. Катапульты и аэрофинишеры отсутствовали. Подъем самолетов из ангара обеспечивал один лифт, расположенный в диаметральной плоскости в районе миделя, вертолетов — лифт позади надстройки. При эксплуатации СВВП палуба периодически подвергается сильному нагреву от работающих двигателей. Чтобы она не прожигалась, на всем протяжении ВПП устанавили специальное покрытие из термостойких плиток.

Тяжелые авианесущие крейсеры типа «Киев» проект 1143

В качестве ударного оружия в носовой части корабля разместили четыре спаренные пусковые установки с восемью ракетами П-500 «Базальт» (дальность полета 550 км); восемь запасных ракет хранились в погребе. ПВО обеспечивали два зенитно-ракетных комплекса М-11 «Шторм», способные поражать как воздушные, так и надводные цели Они были расположены впереди и позади надстройки. Боезапас — 96 ракет. Кроме того, имелись две спаренные 76,2-мм автоматические артустановки АК-726 (скорострельность — 90 выстр./мин, дальность стрельбы — 15,7 км) и восемь 30-мм «шестистволок» АК-630 (скорострельность 4000—5000 выстр./мин, дальность стрельбы — 5 км). Для борьбы с подводными лодками в носу корабля установили двухбалочную пусковую установку для ракето-торпед «Вихрь» (дальность до 24 км), а также два 12-ствольных реактивных бомбомета РБУ-6000.
В 1975 г. «Киев» был закончен постройкой и начались его ходовые испытания. В 1976 г. корабль совершил переход из Черного моря на Север. На протяжении всего пути его сопровождали корабли и самолеты стран НАТО. В 1975 г., после спуска «Минска», был заложен третий крейсер серии — «Баку». Корабль вскоре переименовали в «Новороссийск», в память об участии «дорогого» Леонида Ильича в событиях на Малой Земле. При его постройке была сделана попытка увеличить полезную нагрузку СВВП путем установки огромных газоотводных устройств на стартовых площадках полетной палубы.

Тяжелые авианесущие крейсеры типа «Киев» проект 1143

Эти устройства представляли собой шахты в палубе диаметром 3—5 м, выведенные за борт и предназначенные для газовых струй СВВП с целью улучшения их взлетных характеристик. Они себя не оправдали, их демонтировали еще до вступления корабля в строй, а задачу увеличения полезной нагрузки пришлось решать посредством взлета с коротким разбегом. Монтаж и демонтаж газоотводных устройств задержали вступление корабля в строй на три года. В итоге «Новороссийск» отличался от предшественников только более совершенным радиоэлектронным вооружением.
Несомненно, создание первых авианесущих кораблей стало важным этапом в истории отечественного флота. В то же время авианесущие крейсеры — явное уклонение в сторону от генеральной линии развития палубной авиации. По своему водоизмещению и размерам корабли проекта 1143 близки к французским типа «Clemenceau», но последние являются полноценными авианосцами, с «нормальными» палубными самолетами, чья боевая эффективность значительно выше, чем у СВВП. Авианесущий корабль предназначен для действий в составе эскадры вместе с ракетными крейсерами. Отсюда напрашивается вопрос: зачем на «Киеве» установили ПКР? Более разумно было бы отведенное для них место отдать самолетам. Непонятен состав авиагруппы. Ведь для борьбы с подлодками СВВП не подходят, у них нет ни поискового оборудования, ни специального вооружения.

Тяжелые авианесущие крейсеры типа «Киев» проект 1143

Если крейсер противолодочный, то лучше иметь на нем одни лишь вертолеты. СВВП хороши в локальных военных конфликтах типа Фолклендского, но не способны защитить свои корабли от истребителей-бом-бардировщиков F-14. Вообще, Як-38 в авиации ВМФ СССР считался штурмовиком, отчего боевое назначение крейсеров типа «Киев» выглядит еще более запутанным.
Весьма странно и то, что корабли, набитые авиатехникой, ракетами и другим боезапасом, не имели абсолютно никакой конструктивной надводной и подводной защиты. И все же, несмотря на все свои недостатки, крейсеры типа «Киев» были грозными боевыми кораблями. Другое дело, что вместо них надо было строить «нормальные» авианосцы. После вступления в строй «Киев» был направлен на Северный флот, «Минск» и «Новороссийск» вошли в состав Тихоокеанского флота. Служба ТАКРов оказалась недолгой. В 80-х годах в стране произошли известные политические изменения, и флот был уничтожен в рекордно короткие сроки. 30 июня 1993 г. все три авианесущих крейсера этого типа списали, а затем продали за рубеж на металлолом. «Киев» отслужил 18 лет. «Минск» — 15, «Новороссийск» — 11, в то время как в США нормальный срок эксплуатации авианосца, это 40—50 лет.
В качестве одной из причин вывода ТАКР из боевого состава флота называли снятие с вооружения самолетов Як-38. Однако ничто не мешало превратить их в крейсеры-вертолетоносцы.

Тяжелые авианесущие крейсеры типа «Киев» проект 1143

Тактико-технические характеристики авианесущих крейсеров типа «Киев»

Водоизмещение 31900 (43220) тонн
Размеры длина наибольшая (по КВЛ) 273,1 (236)
ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 49,2 (31)
осадка средняя 8,9
Мощность четырехвальной
энергоустановки
142000 л.с.: 4 ГТЗА,
8 котлов; скорость 30 узлов.
Дальность плавания 7160 миль на 18 узлах
Вооружение 8 ПУ ПКР «Базальт», 2 ЗРК «Шторм»,
4—76-мм пушки АК-726, 8—30-мм автоматов
АК-630, 1 ПУ ПЛРК «Вихрь», 2 РБУ-6000
Авиагруппа 16 штурмовиков Як-38, 18 вертолетов
Ка-25 или Ка-27
Экипаж 1300 человек (300 офицеров)

 

ТАКР «Киев» — заложен 21.07.1970 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1972 г., в строю с 28.12.1975 г., списан 30.06.1993 г.

ТАКР «Киев»

 

 ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 там же, спущен 30.09.1975 г.,  в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.

ТАКР «Минск»

 

 ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. там же, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.

ТАКР «Новороссийск»


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.