Популярные материалы

Последние новости

Линкор «Императрица Мария»

Свое имя и славу русского военно-морского Андреевского флага линкор «Императрица Мария» взяла от парусного флагманского корабля знаменитого русского адмирала П. С. Нахимова, участвовавшего в Синопском сражении. Говорят также, что линкор был назван так в честь жены Императора Александра III.

Линкор «Императрица Мария»

В мае 1911 года Император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота. 17 октября 1911 год на судостроительной верфи в городе Николаеве была проведена торжественная церемония по закладке сразу трех однотипных линкоров: «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».
Злой рок погубит впоследствии все эти три могучих дредноута в их ратной юности, и они не в полной мере выполнят, к несчастью для страны, предначертанную им миссию по укреплению и возвышению морского и государственного величия России. Через два года после закладки, 6 октября 1913 года, линкор «Императрица Мария был спущен на воду. Двенадцать 305-мм орудий для его четырех трехорудийных башен были изготовлены на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге. Сами башенные установки сооружались на Николаевских заводах по чертежам петербургского Металлического завода.

Линкор «Императрица Мария»

28 мая 1915 года линейный корабль «Императрица Мария» вступила в строй и совместно с крейсером «Кагул» образовала 1 -ю тактическую маневренную группу. 30 июня 1915 года линкор с таким нежным и звучным названием, излучающим столько человеческого тепла и благородства, в охранении кораблей Черноморского флота впервые вошел в гавань Севастополя, был торжественно встречен экипажами кораблей и жителями города. «Императрица Мария» успела принять активное участие в Первой мировой войне, в боевых операциях против германо-турецкого флота.
С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-й бригады линейных кораблей «Пантелеймон», «Иоаннн Златоуст» и «Евстафий». Со 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года содействовал 2-й бригаде во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции. В течение июня—октября 1916 года «Императрица Мария» совершила 24 эффективных боевых похода. В частности, 22 мая 1916 года она осуществила перехват немецкого крейсера «Бреслау». Если бы немецкий крейсер не спрятался за плотной стеной дождя в проливе Босфор, то 305-мм снаряды русского линкора наверняка «почесали» бы его броневую спину.

Линкор «Императрица Мария»

Гибель линкора "Императрицы Марии"
7 октября 1916 года в 00 часов 20 минут в погребах боезапаса, прямо под носовой артиллерийской башней из трех 305-мм орудий линкора, прогремел мощнейший взрыв. Затем в течение следующих 48 минут произошло еще 15 взрывов, и в 7 часов 16 минут самый мощный корабль России, на котором держал свой вымпел командующий Черноморским флотом адмирал Александр Васильевич Колчак, стал крениться на правый борт, затем перевернулся килем вверх и затонул в Северной бухте Севастополя. При этом погибло 217 моряков. О причинах этой катастрофы историки, инженеры и эксперты специальных ведомств ведут дискуссии до сих пор. От себя скажем, что при обилии всяких точек зрения одно непреложно: такие происшествия никогда не бывают случайными. В то время во всю бушевала Первая мировая война, «иностранного соглядатайства» было сверх меры, немецкая разведка вела очень активную подрывную работу.

Линкор «Императрица Мария»

Академик А. Н. Крылов, член следственной комиссии по факту гибели линкора «Императрицы Марии», писал в своих мемуарах: «Сравнив относительную вероятность сделанных трех предположений о причинах возникновения пожара, комиссия находит, что возможность злого умысла не исключена, приведение же его в исполнение облегчалось имевшими на корабле место существенными отступлениями от требований по отношению к доступу в крюйт-камеры и несовершенством проверки являющихся на корабль рабочих». Спустя годы, когда стало известно о том, что с начала Первой мировой войны «по причинам, оставшимся неизвестными» в своих гаванях взорвались три английских и два итальянских корабля, А. Н. Крылов высказался еще более категорично: «Если бы эти случаи были комиссии известны, относительно возможности “злого умысла” комиссия высказалась бы более решительно».
Работы по подъему линкора «Императрица Мария» начались почти сразу после его гибели. Были загерметизированы отсеки корабля, в них закачали воздух, и 8 мая 1918 года корабль всплыл. Его ввели в плавучий док, а затем в 1927 году разрезали на металлолом. Но башни линкора с 305-мм орудиями, которые отвалились от корпуса корабля во время его затопления и опрокидывания, остались на морском дне. Они были подняты на поверхность только в 1928—1932 гг.
305-мм орудия «Императрицы Марии» впоследствии были установлены на знаменитой батарее № 30 в крепости Севастополь и на железнодорожных транспортерах TM-III-12.

Линкор «Императрица Мария»

Тактико-технические характеристики линкора «Императрица Мария»

Водоизмещение нормальное — 22 600 т, полное — 25 465 т
Размерения Длина - 168 м, Ширина - 27,3 м, Осадка - 9 м
Бронирование Пояс — 262…125 мм, верхний пояс — 100 мм,
башни — до 250 мм, три палубы — 37+25+25 мм,
рубка — до 300 мм
Двигатели 4 паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу
Мощность 26 500 л. с. (19,5 МВт)
Движитель 4
Скорость хода 21 узел (38,9 км/ч)
Дальность плавания 3000 морских миль
Вооружение 12 × 305-мм орудий, 20 × 130-мм орудий,
5 × 75-мм орудий, 4 х 457-мм торпедных аппарата
Экипаж 1220 матросов и офицеров

 

Фото поднятия затонувшего линкора "Императрица Мария" в Северной бухте Севастополя, апрель 1918 года.

Поднятие затонувшего линкора "Императрица Мария"

Поднятие затонувшего линкора "Императрица Мария"

30-я береговая батарея (Форт Максим Горький 1) (ББ№30) в Севастополе с 305-мм орудиями с линкора «Императрицы Марии»

30-я береговая батарея (Форт Максим Горький 1) (ББ№30) в Севастополе
с 305-мм орудиями с линкора «Императрицы Марии»


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.