Популярные материалы

Последние новости

Подводная лодка "Форель"

Подводная лодка "Форель" построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея.

Подлодка "Форель" в Германии перед спуском на воду

Подлодка "Форель" в Германии перед спуском на воду

Фирма к тому времени не имела никакого опыта подводного кораблестроения, а Эквилей не относился к числу особо одаренных изобретателей, поэтому с технической точки зрения субмарина оказалась весьма заурядной. Она представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик, могла погружаться на 30 м и удаляться от базы на 20 миль в надводном положении и на 18 миль под водой. Вооружение лодки состояло из двух наружных трубчатых торпедных аппаратов, без запасных торпед.
Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки. Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию подводного кораблестроения в Германии.

Подводная лодка "Форель"

В переписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводных лодок типа "Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма подарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт на строительство трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" "Форель" отправили по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.
Построена в 1902-1903 гг. на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия). 24 мая 1904 г. была подарена России в знак признательности за выгодную сделку. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" отправлена по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня.
25 июня 1904 г. лодка, под командованием капитана 2 ранга М.Н. Беклемишевым который высоко оценил все качества лодки, вышла в море. До 5 июля выходила в море для обучения экипажа, после чего была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21 августа 1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии под наименованием «миноносец "Форель"».

Подводная лодка "Форель"

25 августа 1904 года подводная лодка "Форель" отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после транспортировки потребовалось всего два дня. В ноябре 1904 г. была поднята на берег и помещена в ангар.
1 января 1905 г. зачислена в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. В марте 1905 г. вновь спущена на воду. В течение пяти месяцев с момента прибытия во Владивосток лодка была безоружной, поскольку не поступили заказанные Россией у завода "Шварцкопф" в Берлине 45-см торпеды. Лодка выходила в боевое патрулирование в море с подводной лодкой "Дельфин", имевшей на борту русские торпеды. Боезапас доставили только 29 марта 1905 года.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. К 1908 г. лодка уже характеризовалась как "небоеспособная, немореходная" и использовалась в учебных целях. 17 мая 1910 г. под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого лодка вышла в бухту Новик. Плавая в надводном и подводном положениях в течение 6 часов, она разрядила аккумуляторную батарею и в базу была вынуждена возвращаться на буксире у борта подводной лодки "Бычок".

Подводная лодка "Форель"

В подводной лодке "Форель" находился только рулевой, входной люк для вентиляции лодки не был задраен. При буксировке лодка стала зарываться носом, и напором воды входной люк открыло. Командир лодки и два матроса успели спасти рулевого и перебраться на палубу подводной лодки "Бычок", но сама лодка затонула на глубине 26 метров. Обнаружили лодку на грунте методом траления в тот же день и при помощи водолазов и плавучего крана подняли на поверхность. Было решено перевезти "Форель" в Либаву, отремонтировать и использовать в качестве учебной, однако, отправка в Либаву не состоялась.
В 1910 г. переведена в разряд вспомогательных судов. 23 мая 1911 г. сдана к Владивостокскому военному порту на хранение. 31 мая 1911 г. исключена из состава Сибирской флотилии. После июня 1911 г. о дальнейшей судьбе подводной лодки "Форель" достоверных сведений нет. Известно, что в период гражданской войны лодка с сильно поврежденной надстройкой и демонтированными торпедными аппаратами хранилась на берегу во Владивостоке и в 1921 году была продана "правительством" промышленников Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и разобрана на металл. По другим источникам лодка была продана в Маньчжурию в 1912 г. В части источников указывается на передачу Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл после гражданской войны.

 

Фото подводной лодки "Форель" на Балтийском заводе перед отправкой на Дальний восток.

Фото подводной лодки "Форель" на Балтийском заводе перед отправкой на Дальний восток.

Тактико-технические характеристики подлодки "Форель"

Водоизмещение надводное, тонн: 17
подводное, тонн: 18
Скорость хода полная надводная, узлов: 4,5
полная подводная, узлов: 3,5
Дальность плавания в надводном положении, миль: 20
в подводном положении, миль: 18
Глубина погружения предельная: 30 метров
Размеры длина, метров: 12,5
ширина, метров: 1,65 (без ТА)
осадка средняя, метров: 1,1
конструктивный тип: однокорпусная
Вооружение съемные наружные трубчатые торпедные аппараты: 2 шт.
общее число торпед: 2 шт.
Энергоустановка тип: электрическая
мощность электромоторов, л.с.: 1х65
количество валов: 1
Экипаж 3 - 4 человека

Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.