Популярные материалы

Последние новости

Подводная лодка "Кета"

Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн.

Подводная лодка "Кета" - видео

Двигатель внутреннего сгорания мог работать на бензине, керосине или спирте, что облегчало эксплуатацию. Прочность корпуса испытали весьма оригинальным способом, обстреляв лодку из пулемета с расстояния 90 м. Корабль погружался, оставляя на поверхности небольшую рубку, а в случае необходимости, он мог нырнуть на 3-5 минут на глубину до 8 метров, продолжая движение под водой.

Подводная лодка "Кета"

Переоборудование осуществлялось на заводе Лесснера на средства Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Причем впервые в мире на лодке установлена труба для подачи воздуха в полупогруженном состоянии. Это - прообраз знаменитого "шнорхеля" времен второй мировой войны. На лодке установили два торпедных аппарата под русские торпеды и внутри корпуса поместили пулемет. В случае необходимости он быстро извлекался и устанавливался на рубке. Позже боевую мощь лодки еще усилили, установив 37-мм морское орудие. Все обустройство обошлось в весьма скромную (по сравнению со стоимостью любого другого корабля) сумму - 12561 руб. 60 коп.

Подводная лодка "Кета"

"Кета" сдала "приемные" экзамены авторитетнейшей комиссии, в составе которой были такие специалисты, как кораблестроитель с мировым именем А.Н. Крылов, конструктор "Дельфина" И.Г. Бубнов, создатель первого в мире теплохода "Вандал" К.П. Боклевский и др. В марте 1905 года зачислили в списки флота как "катер малой видимости "Кета". По железной дороге "катер" довезли до Амура, где Яновичу выделили деревянную баржу, приспособленную под плавбазу. На ней и отправили лодку в устье Амура. Задачей катера стала защита подступов к Николаевску-на-Амуре. Всего "катер" прошел в 1905 году без аварий и поломок 948 миль за 17 выходов в море. В 1908 году, когда корабль полностью износился, его исключили из списков флота.

Подводная лодка "Кета"

Построена в 1880 году. Перестроена в 1904 г. на добровольные пожертвования на заводе Г.А. Лесснера в Санкт-Петербурге из подводной лодки С.К. Джевецкого Военно-инженерного ведомства и 26 марта 1905 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. 12 апреля 1905 г. отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга в Сретенск, а оттуда 3 июня 1905 г. доставлена на барже в Николаевск-на-Амуре. В 1904 - 1905 гг. участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы у устья Амура в Татарском проливе, совершила 17 выходов в море, успехов не добилась. 16 июня 1905 г. перешла с баржей в Татарский пролив для охраны судоходства.

Подводная лодка "Кета"

31 июля 1905 г. экипаж лодки (3 человека) участвовал в отражении попытки японского диверсионного отряда высадиться у мыса Лазарева. 1 августа 1905 г. при нахождении в море на траверзе мыса Погби обнаружила 2 японских миноносца. Лодка немедленно пошла в атаку, но на близком расстоянии от цели села на необозначенную мель. Тем не менее эта атака встревожила японцев, и больше их корабли не делали попыток зайти в Амурский лиман. В сентябре 1905г. попала в шторм и удачно его выдержала. До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 30 сентября 1908 г. ПЛ была разоружена и исключена из списков кораблей Сибирской флотилии в связи с продажей на слом.

Подводная лодка "Кета"

Тактико-технические характеристики подводной лодки "Кета"

Спуск на воду 1904 год
Выведен из состава флота 1908 год
Рабочая глубина погружения полуподводная
Экипаж 3 человека
Водоизмещение надводное 8 тонн
Длина наибольшая (по КВЛ) 7 м
Ширина корпуса наиб. 1,2 м
Силовая установка при постройке — бензиновый двигатель
автомобильного типа мощностью в 14 л.с.,
впоследствии — такой же мотор в 20 л.с.
Вооружение Перед отправкой на Восток установлена
37 мм пушка Гочкисса.
2 торпеды системы Яновича во внешних
боковых аппаратах.

 

Сергей Александрович Янович

Сергей Александрович Янович


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.