Популярные материалы

Последние новости

Подводные лодки типа «Сом» 1904 - 1906 годов

12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.

Подводные лодки типа «Сом» 1904 - 1906 годов

10 февраля 1904 г. Правление Невского судостроительного и механического завода в Петербурге предложило Морскому техническому комитету (МТК) построить подводные лодки по проекту "Голланд-7Р" («Holland-VIIR») (по данным А.Е. Тараса этот проект назывался "Голланд-9"). МТК "признал желательным приобретение" одной-двух лодок этого проекта. В связи с началом русско-японской войны, 27 февраля 1904 г. Невскому заводу был выдан заказ на постройку пяти лодок со сдачей в августе-сентябре 1904 г. Одновременно, 28 апреля 1904 г., у фирмы Голланда была куплена подводная лодка проекта "Голланд-7Р" («Holland-VIIR»), "Fulton", построенная в 1901 году в США.

 

Подводная лодка «Пескарь» типа «Сом» в Либаве, 1905 год.

Подводная лодка «Пескарь» в Либаве, 1905 год.

ПЛ было присвоено новое наименование "Сом". Закладка всех пяти лодок состоялась на Невском заводе 10 мая 1904 г., корпуса лодок строились из отечественных материалов, агрегаты и механизмы закупались в США и на Невском заводе лишь собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этих лодок продвигалась медленно. Ходовые испытания первой лодки "Щука" начались только 15 июня 1905 г. Все пять заказанных лодок были сданы лишь к 25 мая 1906 г. Правление Невского завода не ограничилось постройкой пяти лодок и 4 июля 1907 г. предложило МТК построить еще одну подводную лодку этого типа. Отдел подводного плавания Главного управления кораблестроения (ГУК) поддержал это предложение. Ее испытания были закончены 22 ноября 1907 г. Лодке присвоено наименование "Судак". Обучение экипажей первых подводных лодок этой серии проводилось под руководством американских инструкторов.

 

Подводная лодка «Стерлядь» типа «Сом» 1910 год.

Подводная лодка «Стерлядь» типа «Сом» 1910 год.

Подводные лодки типа "Сом" были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму, напоминающую "форму быстро плавающих рыб (дельфина)". Он отличался утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Для повышения мореходности сверху прочного корпуса была установлена легкая надстройка.
Прочная рубка имела восемь иллюминаторов для наблюдения за обстановкой в позиционном положении. Для наблюдения и управления стрельбой на перископной глубине был установлен перископ системы Фосса. Управление подводной лодкой осуществлялось двумя парами вертикальных и горизонтальных рулей, расположенных крестообразно за гребным винтом. Балластные цистерны располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом на любой глубине вплоть до предельной. Лодки были оборудованы "автоматическим прибором для опоражнивания главной цистерны при опускании на глубину больше 60 ф.". Удобной была и система уравнительных цистерн.

Подводные лодки типа «Сом» 1904 - 1906 годов

Все ПЛ типа "Сом", находившиеся в составе Балтийского флота, с началом Первой Мировой войны были вооружены 37-мм орудием. В процессе освоения ПЛ перископы Фосса заменены на более эффективные перископы системы Герца. Надстройка ПЛ "Сом" зимой 1908-1909 гг. переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.
В ноябре 1907 года ПЛ «Щука» принимала участие в опытах по плаванию подо льдом.
23 октября 1909 г. Главное Управ­ление кораблестроения и снабжении по результатам конкурса выдало заказ фирме "Л. Нобель" (С.Петербург) на изго­товление 5 дизелей мощностью 160 л.с. и весом 3,3 т для замены бензомоторов, обладавших повышенной взрывопожароопасностью. Из-за чрезмерного облег­чения дизели были ненадежными. На ПЛ "Белуга" был установлен керосиновый мотор фирмы Кертинг.

 

Подводная лодка «Белуга».

Подводная лодка «Белуга».

В целом лодки типа "Сом" положительно отличались от подводных лодок других проектов того времени. Они обладали сравнительно высокой скоростью хода, быстротой погружения, хорошей мореходностью, а также законченностью и продуманностью деталей. ПЛ этого типа находились в боевом строю до конца компании 1916 года.

Российская подводная лодка «Судак» типа «Сом».

Российская подводная лодка «Судак» типа «Сом».

Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Сом»

Водоизмещение надводное, тонн: 105;
подводное, тонн: 124; у ПЛ "Сом" - 120
Скорость хода полная надводная, узлов: 8,5
полная подводная, узлов: 6,0
Дальность плавания
(при скорости хода, уз)
в надводном положении, миль: 430 - 500
в подводном положении, миль: 30 - 40
Глубина погружения предельная: 30 метров
Размерения длина, метров: 19,80; у ПЛ "Сом" - 19,30
ширина, метров: 3,60; у ПЛ "Сом" - 3,58
осадка средняя, метров: 2,90
конструктивный тип: однокорпусная
Вооружение 457-мм носовые торпедные аппараты: 1 шт.
общее число торпед: 3 шт.
число и калибр орудий: 1 Х 37 мм
(в 1915г., только на ПЛ БФ)
Энергоустановка тип: ДВС-электрическая
количество х мощность бензомоторов, л.с.: 1х160
количество х мощность электромоторов, л.с.: 1х70
количество групп АБ х число элементов: 2х20
количество валов: 1
Время прибывания под водой 15 часов
Автономность 8 суток
Экипаж, человек 18 - 22

Подводные лодки типа «Сом» 1904 - 1906 годов


Похожие статьи

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

По амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» («Eclaireur d'escadre»), не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Проектов как «умеренных», вооруженных 152-мм орудиями, так и более крупных «боевых скаутов» (fighting scouts), вооруженных четырьмя, шестью или семью 203-мм орудиями, способных развивать скорость до 36 уз. и иметь дальность плавания 10000 миль 10-узловым ходом. Последние выглядели предпочтительнее не только по причине большой расчетной дальности хода, но и потому, что подобные крейсера обладали «полной оперативно-тактической свободой действий», и это позволяло рассматривать «боевые скауты» в качестве универсальных средств как защиты, так и нападения, при этом единственным противоядием от них были бы линейные. В такой ситуации требование высокой скорости хода было вполне объяснимо — новые американские должны быть быстрее существующих линейных судов вероятных противников.

Главные калибры, которые специалисты считали все таки недостаточно эффективными против броненосных судов, к тому же, имеющим слишком маленькую, по сравнению с 152-мм орудиями, скорострельность. Это давнее противоречие разрешить было непросто, да и не было до конца понятно, продолжит ли Великобритания строительство подобных «Hawkins», и как поведут себя другие страны в сложившейся ситуации. На эти вопросы ответа пока не было, но работы над 10000-тонными продолжались. За полгода до начала Вашингтонской конференции проектировщикам и адмиралам стало ясно, что получить сбалансированный проект вряд ли удастся.