Популярные материалы

Последние новости

Ми-28Н "Ночной охотник" - российский ударный вертолет

Ми-28Н "Ночной охотник" - российский ударный вертолет

Ми-28Н «Ночной охотник» (по кодификации НАТО: Havoc — «Опустошитель») — советский и российский ударный вертолёт производства холдинга «Вертолёты России», предназначенный для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

Подробнее...

Ка-52 "Аллигатор" - ударный вертолет нового поколения

Вертолет Ка-52 "Аллигатор"

 Давно известно, кто первым обнаружит неприятеля, тот получит неоспоримое преимущество. Поэтому необходимо было оснастить машину средствами поиска и обнаружения противника на удалении, превышающем возможность применения оружия. Это достигли благодаря высокой разрешающей способности обзорнопоисковой и прицельной системы, позволяющей не только применять противотанковые ракеты «Вихрь» на их предельной дальности — 8 км, но и обеспечивать круглосуточность применения машины. Преемственность Ка-50 и Ка-52 «Аллигатор» очень высока — до 85% комплектующих изделий и агрегатов.

Подробнее...

AH-64 «Апач» - основной ударный вертолёт Армии США

Американский вертолет AH-64 Апач

Вертолет АН-64 (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптерс» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях. Опытный образец YAH-64 поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет «Апач» поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г., а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

Подробнее...

Ка-50 "Чёрная акула" - одноместный ударный вертолет

Ка-50 "Чёрная акула" — одноместный ударный вертолёт

В 1976 году, параллельно с развертыванием работ по созданию Ми-28, в ОКБ имени Н.И. Камова приступили к проектированию второго (после Ка-29) боевого вертолета, получившего обозначение В-80. Думаю, выбор схемы новой машины был не прост. С одной стороны, накоплен уникальный опыт в области разработки вертолетов соосной схемы, позволявшей существенно повысить маневренные характеристики и получить более высокую продолжительность и дальность полета при одинаковой грузоподъемности, чем у вертолетов одновинтовой схемы.

Подробнее...

Белл AH-1 «Кобра» - американский ударный вертолет

Вертолет Белл АН-1 «Кобра»

В марте 1965 г. компания «Белл» начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»). Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который объединял бы в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 г. Вертолет, обозначенный Модель 209, испытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г.

Подробнее...

Ми-38 - российский многоцелевой вертолет

Ми-38 - российский многоцелевой вертолет

Вертолет Ми-38 являет собой многоцелевую машину, которую можно широко использовать во всех отраслях народного хозяйства и для перевозок как грузов, так и пассажиров. Зачастую эту машину используют для перевозки VIP-персон. С ее помощью можно проводить спасательные и поисковые операции, ее также можно использовать для полетов над водными объектами.

Подробнее...

Ми-12 (В-12) - самый тяжелый и грузоподъемный вертолет в мире

Ми-12 (В-12) - самый тяжелый и грузоподъемный вертолет в мире

В связи с потребностями народного хозяйства и вооруженных сил в перевозке неразъемных грузов массой более 20 т. в ОКБ им. М. Л. Миля в 1959г. начались исследования сверхтяжелого вертолета, а в 1961г. Госкомитет по авиационной технике выдал задание на проектирование вертолета грузоподъемностью 20-25т. В мае 1962г. вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке самого тяжелого и грузоподъемного транспортного вертолета Ми-12 (В-12), способного перевозить различные виды военной техники массой до 25т, в том числе новейшие ракеты стратегического назначения.

Подробнее...

Армейский ударный вертолет Ми-24 (ВМ, ПН, У, ДУ)

Армейский ударный вертолёт Ми-24 (ВМ, ПН, У, ДУ)

Армейский ударный вертолёт Ми-24ВМ стал последней модификацией боевой машины, которую впервые поднял в воздух в марте 1999 года экипаж летчика-испытателя на Ми-24В Г. Ананьева. Создавая эту машину, сотрудники МВЗ имени Миля впервые сделали попытку максимально приблизить ее к современным образцам зарубежных боевых машин. Для этого необходимо не только расширить состав его вооружения с использованием последних разработок промышленности, но и оснастить вертолет оборудованием для круглосуточного применения. Сразу следует уточнить, что речь идет не о строительстве новых машин, а о модернизации существующего парка.

Подробнее...

Ми-35М - боевой вертолет круглосуточного применения

Ми-35М - боевой вертолет круглосуточного применения

Вертолет Ми-35М является экспортной версией российского вертолета Ми-24. Обе машины являются разработками конструкторского бюро имени Миля. Данная машина изготовляется для Министерства обороны и на экспорт. Основной задачей Ми35М является уничтожение вражеской бронированной техники, а также проведение огневой поддержки для сухопутных войск. Вертолет можно использовать как машину десанта и для перевозок различных грузов. Часто такой аппарат используют и в спасательных операциях.

Подробнее...

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Ка-60 «Касатка» - многоцелевой вертолет

Вертолет модели Ка-60 является многоцелевым аппаратом российского производства, который первоначально должен был служить для военных целей, а именно осуществлять перевозку оружия и боеприпасов в очаги военных конфликтов. Также на него полагалась разведка и спасательные операции. Он служил отличной машиной для обучения летчиков. А в дальнейшей разработке он нашел применение и в гражданской авиации.

Подробнее...

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Ми-26 тяжелый транспортный вертолёт

Ми-26 был разработан для замены вертолета Ми-6 КБ Миля. Ми-26 стал самым мощным вертолетом в мире. Его войсковые испытания в составе эскадрильи начались в 1983 году, а поставки в войска - в 1985 году. Силовая установка включает два турбовальных ГТД Д-136, вдвое превышающих по мощности двигатели Ми-6, а восьми лопастный несущий винт позволяет нести почти вдвое больше груза.

Подробнее...

Ка-62 - многоцелевой вертолет

Ка-62 - многоцелевой вертолет

Вертолет Ка-62 строился на модели Ка-60, интерьер фюзеляжа которого был выполнен в пассажирском и грузовом вариантах. Кабина транспортного типа объёмом до 6 м2 вмещает около десяти пассажиров в эконом-классе и шесть в VIP-классе. Также вертолет способен перевозить груз весом 450 кг в механизированном порядке. Макет этого вертолета продемонстрировали впервые на авиационном международном показе на территории ВДНХ.

Подробнее...

Белл UH-1 «Ирокез» - американский многоцелевой вертолет

Белл UH-1 «Ирокез» - американский многоцелевой вертолет

В июне 1955 г. компания «Белл Геликоптер» создала для армии США проект вертолета, обозначив его Модель 204. Новый вертолет получил обозначение Н-40 (UH-1) и имя «Ирокез». Первый заказ распространялся на три опытных экземпляра ХН-40. Опытный вертолет поднялся в воздух 22 октября 1956 г. и использовался для испытаний и доработок. Непосредственно перед первым полетом были заказаны 6 предсерийных образцов YH-40 и все поставлены в августе 1958 г.

Подробнее...

Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы

Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы

Когда в конце 1951 года была начата разработка тяжелого транспортного вертолета Як-24, конструкторское бюро не имело большого опыта в создании винтокрылых машин; после длительных наземных испытаний, 3 июля 1952 года четвертому опытному образцу удалось совершить полет на привязи.

Подробнее...

Вертолет Ми-10 (летающий кран)

Вертолет Ми-10 (летающий кран)

Зимой 1958 года по правительственному указу в Советском Союзе началось проектирование новой машины, которая могла бы перевозить большие грузы. И ею стал новый проект конструкторского бюро Миля под названием Ми-10. Новый аппарат был создан на базе уже имеющегося вертолета Ми-6, но его особенностью было то, что он мог перевозить грузы массой в 12 тонн на расстояние в 250 километров.

Подробнее...

Ка-226Т - российский многоцелевой вертолет

Ка-226Т - российский многоцелевой вертолет

Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т отличается исключительной точностью висения, превосходной маневренностью и управляемостью, имеет большую энерговооруженность, максимальную безопасность, а также неприхотлив в эксплуатации. Улучшенные летно-технические характеристики вертолета Ка-226Т, экологичность, экономичность, современный комплекс авионики и дополнительные решения в области безопасности полета делают этот вертолет одним из лучших в своем классе.

Подробнее...

Ка-126 - вертолет с газотурбинным двигателем

Ка-126 - вертолет с газотурбинным двигателем

Вертолет Ка-126 является дальнейшим развитием вертолета Ка-26 с одним ГТД вместо двух ПД. Проектирование вертолета началось в 1984 г., причем первоначально рассматривался проект вертолета с двумя ГТД в небольших гондолах по бокам фюзеляжа, однако предпочтение было отдано проекту вертолета с одним ГТД сверху фюзеляжа.

Подробнее...

Ка-26 - многоцелевой вертолет

Ка-26 - многоцелевой вертолет

В 1956 году в Советском Союзе начали широко использовать вертолеты Ми-1 и Ка-15 на сельскохозяйственных работах: удобрение почвы на полях, в садах и виноградниках, а также борьба с вредными сорняками и насекомыми. Опыт оказался очень эффективным. Было большое расширение авиационно-химических профилактик. С этим полностью не смогли справиться ни Ми-2, ни Ан-2. Сразу всем стало понятно, что появилась необходимость в вертолете широкого назначения. Ка-26 стал такой воздушной машиной.

Подробнее...

Ми-8 (экспорт Ми-17) - многоцелевой вертолет

Ми-8 (экспорт Ми-17) - многоцелевой вертолет

Ми-8 (код НАТО — «Hip») предназначен для перевозки личного состава и грузов (колесной техники, инженерных средств и др.), десантирования подразделений морской пехоты с вооружением, огневой поддержки морского десанта, эвакуации раненых и больных, а также проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров и авианесущие корабли.

Подробнее...

CH-47 "Чинук" - американский тяжелый военно-транспортный вертолет

CH-47 Chinook (Чинук)

Вертолет CH-47 Chinook (Чинук) компании «Боинг-Вертол» в марте 1959 года министерством обороны США был выбран в качестве всепогодного вертолета для обеспечения мобильности на поле боя, способного нести до 1814 кг груза в кабине, 7258 кг на внешней подвеске или до 40 полностью экипированных военнослужащих. Одним из требований была способность транспортировать любой компонент ракетного комплекса класса «поверхность-поверхность» «Першинг» компании «Мартин-Мариетта». В июне 1959 года был заключен контракт на выпуск пяти предсерийных YHC-1B

Подробнее...

Ка-22 (Проект «X») - советский винтокрыл

Ка-22 (Проект «X») - советский винтокрыл

В середине 50-х годов ОКБ принимает революционное решение строить по тактико-техническим требованиям, заданным Министерством обороны, экспериментальный винтокрыл Ка-22 поперечной схемы с двумя несущими винтами на концах консолей крыла и двумя тянущими винтами. Это был новый для отечественной авиации тип летательного аппарата, сочетающего в себе достоинства вертолета, способного выполнять вертикальные взлет и посадку, и самолета, имеющего большие, по сравнению с вертолетом, грузоподъемность, дальность и скорость полета.

Подробнее...

Ми-34 - легкий многоцелевой вертолет

Ми-34 - легкий многоцелевой вертолет

Ми-34 (код НАТО — «Hermit» - «Отшельник») предназначен для пассажирских и грузовых перевозок, а также используется в качестве связного и патрульного вертолета. Ми-34 первый полет совершил в ноябре 1986 г. Разработан ряд вариантов вертолета.

Подробнее...

В-7 - опытный реактивный вертолет ОКБ Миля

В-7 - опытный реактивный вертолет ОКБ Миля

В середине 50-х гг, когда проектирование вертолета Ми-6 было в основном закончено, конструкторы ОКБ М.Л.Миля приступили к поиску перспективных путей дальнейшего увеличения грузоподъемности винтокрылых летательных аппаратов. Одним из наиболее приоритетных направлений в те годы считалось создание вертолетов с реактивным приводом несущего винта, т.е. с таким приводом, при котором крутящий момент винта создается силой реакции газов.

Подробнее...

Ка-31 - вертолет ДРЛО

Ка-31 - вертолёт радиолокационного дозора (ДРЛО)

На базе Ка-27 был создан единственный в нашей стране вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31. Вертолет, предназначенный для базирования на кораблях, оснащен РЛС со складывающейся под фюзеляжем вращающейся антенной длиной 6 м и площадью б м2. Бортовой радар позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 20 целей. Дальность обнаружения воздушных целей — 100—150 км, надводных кораблей — 250—285 км. Продолжительность патрулирования — 2,5 часа на высоте 3500 м. Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 году, на вооружение принят в 1995 году.

Подробнее...

Ка-27 - корабельный многоцелевой вертолет

Ка-27 - корабельный многоцелевой вертолёт

В 1986 году произошло событие, потрясшее весь мир, — авария на Чернобыльской АЭС. Высочайший уровень радиации в эпицентре взрыва не допускал даже кратковременного пребывания там человека. Для понимания процессов, происходивших внутри реактора, необходимо было получить оттуда информацию. С этой целью изготовили устройство с датчиками, размещенными в длинной тонкой трубе, напоминавшей иглу. Для установки измерительного устройства в центре реактора выбор пал на вертолет Ка-27.

Подробнее...

Ми-6 - советский тяжелый вертолет

Ми-6 - тяжёлый многоцелевой вертолёт

В 50-е годы был создан тяжелый вертолет Ми-6. Иностранная печать тогда сообщала, что этот «русский гигант» может поднять любой из западных вертолетов с полной нагрузкой. Подобная винтокрылая машина — СН-53Е — была создана в США спустя много лет.

Подробнее...

Ка-25 - противолодочный вертолет корабельного базирования

КА-25 противолодочный вертолёт

Разработка будущего Ка-25 с двумя перспективными газотурбинными двигателями ГТД-750 началась задолго до подписания постановления правительства. В марте 1956 года Управление опытного строительства авиационной техники (УОСАТ) ВМФ предложило ОКБ Камова рассмотреть возможность создания корабельного противолодочного вертолета с полетным весом 5—6 т. Первоначально планировалось сделать одну машину (изделие «Д»), способную осуществлять поиск и уничтожение субмарин вероятного противника. В ноябре 1957 года началась разработка двигателя и редуктора к нему.

Подробнее...

Вертолет Ми-2

Советский вертолет Ми-2

Появление малогабаритного 400-сильного вертолетного газотурбинного двигателя ГТД-350 позволило приступить к созданию винтокрылой машины, предназначенной для замены Ми-1. Естественно, и задачи, стоявшие перед ней, остались прежние, но с гораздо большей грузоподъемностью — до 1000 кг. 22 сентября 1961 года Ми-2, пилотируемый Г.В. Алферовым, совершил первый полет. Военные, как и в случае с Ми-1, предполагали его использовать прежде всего как транспортно-санитарный.

Подробнее...

Вертолет-амфибия Ми-14 (ПЛ, ПС, БТ)

Амфибия Ми-14 (ПЛ, ПС, БТ) КБ Миля

Ми-14 был разработан на базе Ми-8 для замены вертолетов Ми-4 ВМФ СССР. Экспериментальный образец названный В-14, впервые взлетел в 1973 году, после него в серию пошли первые ПЛО Ми-14ПЛ. Поскольку создавался вертолет-амфибия, то для обеспечения его мореходности (до 3—4 баллов) нижней части фюзеляжа придали форму лодки, по бокам которой для обеспечения необходимой остойчивости расположили поплавки — «жабры». Причем их поперечное сечение имело плоско-выпуклый профиль, видимо, в надежде, что они будут создавать в полете дополнительную подъемную силу.

Подробнее...

Морской вертолет Ка-29

Ка-29 Морской вертолет

Особое место в семействе Ка-27 занимает его транспортно-боевой вертолет корабельного базирования Ка-29 (Ка-252ТБ) такого же назначения, как и Ми-8Т, только для флота. Причем переоборудование Ка-29 из транспортного в боевой и наоборот осуществляется в корабельных условиях. В транспортном варианте он способен перевозить до 16 десантников с вооружением и до 10 раненых бойцов, включая четверых раненых на носилках. Для этого предусмотрели комплекты соответствующего десантно-транспортного оборудования. Кроме этого, машина может быть укомплектована внешней лебедкой грузоподъемностью 300 кг.

Подробнее...

Ка-8 «Иркутянин» - первый вертолет Камова

Ка-8 «Иркутянин» - первый вертолет Камова

С этого маленького вертолета Ка-8 «Иркутянин» началось создание машин, аналогов которым нет в мире до сих пор. К 1945 году создатель лучших советскихавтожиров Н.И. Камов оказался не у дел. Автожиры не оправдали возлагаемых на них надежд, и финансирование дальнейших работ по их развитию стало считаться пустой тратой средств. Николая Ильича лишили КБ, сохранив лишь крохотную группу, в которой в конце года работали настоящие энтузиасты винтокрылой техники – Павел Серков и Маргарита Лебедева.

Подробнее...

Вертолет Ка-15

Ка-15 - первый отечественный противолодочный вертолет

Флотское командование, воодушевленное успешными испытаниями Ка-10 на кораблях, в 1953 году предложило Н.И. Камову создать вертолет корабельного базирования с более широкими возможностями, чем у предшественника. Будущий Ка-15 разрабатывался под двигатель АИ-14Р взлетной мощностью 245 л.с. Проектирование двухместной машины началось летом 1950 года в ОКБ-3 в Сокольниках, тогда он обозначался как «изделие Б». В следующем году был завершен эскизный проект и предъявлен заказчику макет машины. К тому времени коллектив Камова, как и Миля, справил новоселье на территории завода № 82 в Тушино, где было создано новое вертолетное опытное конструкторское бюро ОКБ-4.

Подробнее...

Ка-18 - многоцелевой вертолет

Ка-18 - многоцелевой вертолет

Ка-18 – это четырехместная модификация вертолета Ка-15. Спроектировал аппарат в 1956 году авиаконструктор М.Б. Малиновский. Впервые Ка-18 подняли в воздух 13.10.1956. По сравнению с базовой моделью в винтокрыле удлинили хвостовую балку и фюзеляж, увеличили число хвостовых шайб и расширили кабину. Помимо летчика, в кабине вертолета оборудовано место для трех пассажиров. Можно также перевозить одного больного человека на носилках с сопутствующим медперсоналом.

Подробнее...

Ка-37 (БПЛА) - беспилотный вертолет

Ка-37 (БПЛА) - беспилотный вертолет

Беспилотный дистанционно-пилотируемый вертолет Ка-37 (БПЛА) обладает множеством возможных сфер применения. Ка-37 может использоваться для аэрофотосъемки, обработки сельскохозяйственных полей химикатами, в качестве передатчика (ретранслятора) телевизионного и радиосигнала. Применение ДПЛА Ка-37 возможно в целях проведения экологических экспертиз, для предоставления первой необходимой промощи при ликвидации аварий и катастроф в труднодоступных и опасных для человека местах.

Подробнее...

Ка-118 - вертолет без рулевого винта

Ка-118 - вертолет без рулевого винта

Для создания легкого многоцелевого вертолета Ка-118 потребовалось много времени и работы конструкторов. Для конструкторского бюро Камова Ка-118 стал первой машиной без рулевого винта. Чтобы создать данный аппарат, пришлось проделать огромную теоретическую работу и провести немало экспериментальных исследований как на земле, так и в полете.

Подробнее...

Вертолет Ка-10

Вертолет Ка-10

Вертолет для наблюдения и связи Ка-10 стал первым винтокрылым аппаратом соосной схемы, успешно выдержавшим государственные испытания и выпускавшимся малой серией. Его проектирование осуществлялось на основании ТТТ, заданных авиацией ВМФ. Схема и компоновка нового винтокрылого аппарата были такие же, как у Ка-8. На вертолете установили специально спроектированный главным конструктором А.Г.Ивченко двигатель АИ—4Г мощностью 40кВт.

Подробнее...

Ми-4 - многоцелевой вертолет 1950-х годов

Ми-4 - многоцелевой вертолет

Ми-4 являет собою вертолет, который можно применять во многих отраслях деятельности человека. Этот советский вертолет был разработан и изготовлен в конструкторском бюро имени Миля в 50-х годах прошлого века. Его основной задачей было производить транспортные перевозки для войск СССР.

Подробнее...

Ми-1 - многоцелевой вертолет 1940-х годов

Ми-1 - многоцелевой вертолет 1940-х годов

Разработка вертолета началась в 1947г. под руководством М.Л.Миля, которым был предложен проект легкого многоцелевого вертолета для военного и гражданского применения. Предварительно под руководством М.Л.Миля в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) была спроектирована и построена натурная геликоптерная установка НГУ для аэродинамических исследований полноразмерного несущего винта, использованного затем для вертолета, получившего обозначение ГМ-1.

Подробнее...

Фото, видео военных вертолетов России и мира картинки онлайн смотреть

Боевые вертолеты России

Занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Боевые вертолеты США

Прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX — начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты

Использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Русские вертолеты

Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач. Столь же сложно шел процесс внедрения вертолетов и в гражданскую авиацию. В настоящее время вертолеты заняли достойное место в авиационных парках всех государств, потеснив привычные виды как воздушной, так наземной и морской техники.

Вертолеты РФ

Сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России

Относительно неплохо освещен в книгах и статьях А.М. Изаксона [22, 231, то об истории работ в этой области в дореволюционный период, к сожалению, этого сказать нельзя. В книгах А.М. Изаксона она дана в ограниченном объеме и на основе вторичных источников. Столь же отрывочный характер носят сведения, содержащиеся в книгах П.Д. Дузя [11, 12]. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 — 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Устройство вертолета

В то же время знакомство с периодической и специальными архивными документами (в настоящей работе использованы материалы Центральных государственных исторических архивов СССР, УССР, Москвы, Ленинграда, Военно-исторического архива СССР, Архива АН СССР и Архива научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского) и патентными фондами позволило выявить многочисленные ранее неизвестные данные, по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты

В своих лучших окрасках, однако заранее оговоримся, что в нашей книге не приводятся проекты иностранных изобретателей, предлагавшиеся в большом количестве в различные российские учреждения. Рассматривается деятельность только подданных России. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность дореволюционных отечественных энтузиастов вертолстостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи. С той же целью — как можно более широко охватить все аспекты развития нашего вертолетостроения при рассмотрении различных проектов уделено внимание отзывам представителей официальных учреждений России, которые были, как правило, наиболее квалифицированными специалистами в области науки и техники, подчас занимавшиеся самостоятельно вопросами вертолетостроения.

Название вертолетов

Ознаменованы событиями, обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен. Тогда началось его использование для откачки воды и проветривания помещений. В раннее средневековье появились ветряные мельницы, причем на Востоке они имели вертикальную ось вращения. С XVII в. винт стал предлагаться в качестве движителя.

Маленькие вертолеты

При способность раскрученного винта подниматься в воздух была известна в античном Китае. Там впервые появилась хорошо известная игрушка, именующаяся «летающей палочкой» или «воздушным волчком». Она представляет собой стержень с прикрепленным к его верхнему концу винтом, который раскручивается, и игрушка запускается в воздух. В 320 г. китайский философ Го Хун предложил использовать винт для путешествий по воздуху. По сути дела, это было первое известное предложение вертолета. Первый сохранившийся эскиз вертолета создан в 1489 г. великим Леонардо да Винчи. В процессе дальнейшего развития летающей игрушки «воздушного волчка» предварительная раскрутка винта от4 руки была заменена раскруткой двигателем в виде упругого элемента, соединяющего две «летающие палочки», вращавшиеся в противоположные стороны. Такие игрушки были известны в Европе уже в XVII — XVIII вв. Эти игрушки с эмпирически найденным способом взаимоуравновешивания реактивных моментов несущих винтов были прямым прообразом моделей вертолетов.

Вертолет википедия

Несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Последний вертолет

В обширной научной деятельности ученого-энциклопедиста важное место занимали исследования по метеорологии и физике атмосферы. В середине XVIII в. он приходит к мысли о целесообразности создания специального малоразмерного летательного аппарата для исследования верхних слоев атмосферы и подтверждения его теоретических предположений о природе атмосферы: о восходящих и нисходящих потоках воздуха, электрическом происхождении грозы и др. Предполагалось, что такой аппарат будет поднимать на большие высоты регистрирующие метеорологические приборы.

Частные вертолеты

Сохранилось множество документов, посвященных данной работе. В протоколах конференции имеется запись: «4 февраля. Г-н Ломоносов предложил собранию, чтобы была построена машинка, приспособленная для подъема термометров и электрических стрел, и представил ее рисунок. Г-да академики признали эту машинку достаточно достойной, чтобы построить для производства этих опытов. И тем постановили в донесении, переданном архивариусом Стафенгагеном, просить Канцелярию Академии, чтобы реченная машина могла быть построена по указанию г-на автора часовым мастером Фуциусом» (перевод с лат. В.Б. Шаврова). В рапорте конференции Академии наук в Канцелярию Академии об этом событии говорится следующее: «Г-н Сов. и проф. Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала термометры и другие малые инструменты метеорологические, и предложил оной же машины рисунок; того ради г-да заседающие оное ево представление опробовали и положили Канцелярию АН репортом просить, чтоб соблаговременно было приказать реченную машину по приложенному при сем рисунку для опыта сего изобретения сделать под его г-на автора смотрением мастером Фуциу-сом (sic),..»

Сайт о вертолетах

Наиболее полное описание содержится в протоколе собраний конференции Российской Академии наук от 1 июля 1754 г.: «Почтеннейший советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной (аэродромической) и которой устройство должно быть таково, что силой крыльев, движимых пружиной, подобной тем, какие обыкновенно бывают в часах, двигающихся горизонтально в противоположных направлениях, машина давит на воздух и поднимается по направлению к верхнему региону воздуха для того, чтобы, достигнув верхнего воздуха, можно было производить исследования метеорологическими приборами, прикрепленными к этой воздухобежной (аэродромической) машине. Машина была подвешена на веревке, натянутой между двумя блоками, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположной стороны. При заведенной пружине быстро поднималась вверх. Это обещало желаемый эффект. По словам изобретателя, этот эффект увеличится, если увеличится мощность пружины, если больше будет дистанция между двумя парами крыльев и коробка, в которой помещается пружина, для наименьшего веса будет выполнена из дерева, о чем, как полагается, он обещал сам позаботиться (перевод с лат. Г.С. Лигачевского).

Современные вертолеты

Сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема — при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта — первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось. При возвратно-поступательном движении двух пар крыльев неизбежно возникают несбалансированные периодические аэродинамические силы и моменты. Это должно было вызвать заметные колебания подвешенной на нити модели. Они не отмечены в протоколе. Едва ли при таком поведении модели мог быть сделан вывод: «Это обещало желаемый эффект». Сомнительна также возможность в таких условиях измерений с высокой точностью разгрузки: «...с лишком на два золотника облегчилась.

Классы вертолетов

При разработке компоновки воспользовались конструкцией наиболее совершенной в то время часового механизма, расположив двигатель — часовую пружину в капсуле-фюзеляже. Конструктивно проработанный, надежный и легкий механизм карманных часов при удалении из него системы балансира обеспечивал идеальную трансмиссию, передающую мощность на соосные несущие винты от бортового источника энергии — сжатой пружины. Несущие винты имели небольшой разнос — «дистанцию» между «парами».

Самый лучший вертолет

Проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования.
Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом — геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли. Этот четырехвинтовой вертолет построили французские конструкторы Бреге и Рише В 1923 г. В США на вертолете конструкции Ботезата впервые 6ыл поднят в воздух пассажир. На итальянском соосном вертолете Асканио в 1930 г. был установлен первый мировой рекорд высоты полета вертолета — 18 м.

Самый быстрый вертолет

В России на основе научных работ Н К. Жуковского, посвященных геликоптерным винтам, группой учеников во главе с Б Н. Юрьевым в 1911 г. был построен одновинтовой вертолет. В очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м
В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры. Идея автожира, как самолета с вращающимся крылом (несущим винтом), никогда не теряющим скорости, возникла у молодого испанского инженера Xyaнa де ля Сиерва в двадцатых годах. В то время стремительно развивавшиеся за годы первой мировой войны самолеты, теперь уже оснащенные вооружением.

Новый вертолет России

Поэтому с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Фильмы про вертолеты

За короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов.
В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития — но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории. Первая представляет собой развитие по грузоподъемности, а вторая по улучшению летно-тактических пли экономических характеристик.

Большие вертолеты

Рассматривая зарубежные вертолеты» можно сказать, чго идея использования вертолетов для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию.
Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий). Затем потребная грузоподъемность вертолетов увеличилась др 6—8 тс, что соответствует военной технике, базирующейся на шасси автомобиля грузоподъемностью 3—4 тс.

Вертолеты СССР

В дальнейшем, например в проектах фирмы Сикорского, грузоподъемность вертолета достигает 20-25тс и, наконец. 46—40 тс. Такие величины соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей — зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования.
Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила.
Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи
Таким образом, «количественное» развитие по размерному ряду  возможно без качественного к фактически происходит одновременно с качественным развитием техники.

Советские вертолеты

Создание более крупных вертолетов, чем первые образцы, в сравнительно короткие сроки было возможным, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 (рис. 1.10) с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели.
В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.
Применяются ли вертолету для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров — определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.